Слишком ревностная защита отечественного производителя довела российский Дальний Восток до народных волнений. Самовольная попытка Дальневосточного таможенного управления ( ДВТУ ) по изменению порядка начисления пошлин на ввозимые автомобили японского производства вылилась в крупные акции протестов автомобилистов и остальных граждан.
И ввели бы, если бы розовые и желтые ленточки на автомобильных антеннах, длинные гудки сигналов и искусственно созданные заторы в центрах дальневосточных городов не привлекли внимание местных администраций.
Дело в том, что ДВТУ разработала новую методику вычисления таможенных пошлин на ввозимые подержанные иномарки, который назвали "мини-каталогом". Эта новация была официально закреплена приказом начальника ДВТУ Эрнеста Бахшецяна от 5 октября о новой системе таможенных платежей за ввозимые на территорию России иномарки. Раньше таможенники использовали в работе так называемые тарифные сетки, в которых приводились средние цены на импортные автомобили с учетом только трех параметров: марки, года выпуска и объема двигателя. В новом таможенном мини-каталоге помимо старых параметров учитываются модель, модификация, тип двигателя, марка кузова и год выпуска до 1998 года включительно. Причем в основу мини-каталога ДВТУ положена информация о стоимости новых автомобилей из японских каталогов, являющихся официально опубликованными источниками ценовой информации.
При этом сумма пошлины на транспортное средство резко увеличивается, если он дооборудовано круиз-контролем, проигрывателем компакт-дисков, CD-чейнжером, "продвинутой" стерео-системой, встроенным телефоном, кожаной обивкой, улучшенными колесами и т.д.
Несмотря на то, что в приказе предусматривалось и снижение пошлин в зависимости от износа машин, на деле "японки" только подорожали. Причем существенно – по одним данным, повышение составило в среднем 2 тысячи долларов, по другим – 50%.
Как сообщала пресс-служба ФТС России, в первую очередь в мини-каталог была внесена ценовая информация на автомобили марок Mitsubishi и Toyota. Кроме того, готовилась информация по автомобилям марок Daihatsu и Subaru (Fuji heavy), на очереди - автомобили других японских марок.
Жители Дальнего Востока, для которых японские машины в силу сложившихся обстоятельств являются если не предметом первой необходимости, то уж точно индикатором качества жизни, не могли остаться равнодушными к затее таможенников. Акции по упомянутой схеме – гудки, заторы и цветные ленточки – прошли во многих городах российского Дальнего Востока. Как объяснил в интервью "Независимой газете" руководитель общественной организации "Свобода выбора" Владимир Литвинов, в Приморье цены на все товары и услуги традиционно определялись ценами на подержанные японские автомобили. "Скрытое повышение таможенных пошлин, заложенное во введении мини-каталогов, обеспечит экономике региона большой минус", - уверен он.
Одной из первых общественных организаций, отреагировавших на новации таможенников, стала Антикоррупционная коалиция Приморья. Участники коалиции направили письмо министру экономического развития и торговли Герману Грефу, в котором указывали на потенциально коррупциогенную почву приказа ДВТУ. "В российской таможенной службе, находящейся в вашем прямом подчинении, сделано все возможное для процветания коррупции и наращивания социального напряжения на территории Дальнего Востока", - говорится в письме, копия которого была разослана в СМИ. "Введение новых ведомственных нормативных актов в ДВТУ происходит настолько секретно, что участники внешнеэкономической деятельности узнают об изменениях политики государства (в частности, касающихся размера таможенных пошлин) одновременно с их введением. И получают эту информацию из неофициальных источников", - отмечают приморские борцы с коррупцией.
Антикоррупционеры уверены, что отсутствие важнейшей для участников внешнеэкономической деятельности информации, такой как размер таможенной пошлины, приведет к массовым случаям коррупции в среде чиновников ДВТУ
Вчера к общественникам присоединился комитет региональной политики и законности приморской Думы, который подготовил обращение в прокуратуру края с требованием немедленной проверки действий ДВТУ. Депутаты считают незаконной введенную новую методику расчета таможенной стоимости ввозимых иномарок.
Сегодня в противостоянии общества и чиновников с таможенниками наступил временный компромисс. Видимо, не без участия губернатора Приморского края Сергея Дарькина, который на совещании по поводу акций протеста заявил, что "когда люди выходят на улицу, я обязан защитить интересы простых приморцев". Представители ДВТУ согласились принять участие в Согласительной комиссии, собранной при содействии властей, общественных организаций и представителей бизнеса. В результате ДВТУ приняла решение на неопределенный срок приостановить действие новых правил таможенного оформления иномарок. Старые правила будут действовать до завершения проверки законности действий таможни, которую начала прокуратура Приморья.
Согласованные акции протеста автомобилистов, как показала практика, все чаще становятся средством решения конфликтных вопросов – и средством действенным. Последняя крупная акция была предпринята в июле, когда в 15 городах России с переменным успехом прошли колонны автомобилистов с оранжевыми ленточками на антеннах. Владельцы "железных коней" протестовали против "грабительских тарифов на ОСАГО", "дорогого бензина" и "высокого транспортного налога". Ранее происходили акции, связанные с попыткой запрета властями " праворульных " автомобилей. Последняя отчасти достигла своей цели. Но чем кончится противостояние на Дальнем Востоке, пока неизвестно.
Отдел экономики