Стоимость одной из знаковых российских "легковушек" - газовской "Волги" - подскочит в этом году более, чем на 10%. Кроме ранее объявлявшегося производителем повышения отпускных цен на 5% , Горьковский автозавод будет вынужден поднять цену еще как минимум на столько же. На этот раз проблема в двигателях.
Традиционным поставщиком двигателей для Волг был Заволжский моторный завод, входящий в группу "Северсталь-Авто" Алексея Мордашова. Однако, как рассказали газете "Ведомости" в пресс-службе ГАЗа, в конце 2004 г. ЗМЗ объявил, что в 2005 г. на 24% увеличивает стоимость двигателей, ГАЗ отказался покупать необоснованно (по их мнению) подорожавшие двигатели и предпочел не запускать основной конвейер после традиционной остановки на новогодние каникулы. Ориентировочная дата запуска — 20 января.
Собеседник "Ведомостей" в "Северсталь-Авто" отметил, что в прошлом году цены на моторы ЗМЗ поднимал медленнее, чем ГАЗ — на свои автомобили.
Как выяснили "Ведомости" в пресс-службе ГАЗа, повышение стоимости моторов на 24% приведет к повышению цены на "Волгу" более чем на 10 000 руб., в этом случае себестоимость "Волги" превысит ее продажную стоимость [сейчас "Волга" стоит около 210 000 руб.]. По словам представителей пресс-службы ГАЗа, переговоры об условиях заключения договора с ЗМЗ на 2005 г. продолжаются. Эту информацию подтвердил и сотрудник "Северсталь-Авто".
В будущем ГАЗ собирается снижать зависимость от ЗМЗ, предполагают "Ведомости". Например, в этом году автозавод намерен сократить закупки заволжских моторов на 65 000 и начать сотрудничество с альтернативными поставщиками. В пресс-службе ГАЗа говорят, что на этой неделе состоятся переговоры с представителями концерна DaimlerChrysler. На заводе утверждают, что закупки у иностранцев более выгодны. "По последнему прайсу средняя цена двигателя ЗМЗ составляет 35 000 руб., а импортный аналог стоит около $1200", — говорит сотрудник завода.
В пятницу на завод прибудет делегация во главе с вице-президентом немецкого автоконцерна DaimlerChrysler AG. Источники "Времени новостей" в автомобильных кругах сообщают, что об изготовлении двигателей для ГАЗа со стороны немецкого концерна не для серийной установки, а под заказ речь зашла еще в марте прошлого года. Сейчас ведется адаптация двигателей.
Среди причин, приведших к отсутствию взаимопонимания по ценам на двигатели между ЗМЗ и ГАЗ, газета "Время новостей" называет неприязненные отношения предпринимателей Олега Дерипаски (ГАЗ) и Алексея Мордашова (ЗМЗ),
А в распространенном вчера пресс-релизе ГАЗа утверждается, что деструктивную позицию занимает не ЗМЗ, а руководство "Северсталь-авто" в лице его коммерческого директора. Его предложения, говорится в сообщении Горьковского завода, "намеренно обостряют отношения ГАЗа и ЗМЗ, накаляют экономическую и социальную обстановку на ряде предприятий и в Приволжском федеральном округе в целом".
В свою очередь, в "Северстали" отметили, что неоднократно предлагали ГАЗу заключить соглашение на несколько лет, чтобы сделать ценовую политику более стабильной и прогнозируемой. Так, к примеру, поступают западные производители, что позволяет им держать стабильные цены даже в условиях роста цен на металл. Однако ГАЗ, по информации "Времени новостей" эти предложения не принял.
Знакомые с ситуацией источники "Времени новостей" утверждают, что ежегодное утверждение заводами отпускных цен происходит по одному и тому же сценарию: "Наибольшую огласку получил подобный скандал в 2001 году. Тогда представители ЗМЗ не стали повышать стоимость двигателей на 12,5% и пошли на серьезные уступки нижегородцам ради сохранения социальной стабильности в регионе накануне губернаторских выборов. При этом стороны договорились компенсировать убытки ЗМЗ за счет снижения отпускной цены комплектующих, поставляемых на ЗМЗ с ГАЗа".
Аналитики, опрошенные "Ведомостями", считают, что с ЗМЗ ГАЗу придется работать еще несколько лет, и наиболее реальной альтернативой "движкам" ЗМЗ могут стать адаптированные двигатели "Волжских моторов" (как и ГАЗ, принадлежит "Руспромавто") для легковых автомобилей. Сейчас ими оснащаются грузовики "Соболь" и "ГАЗель".
Впрочем, эксперты уверены, что предприятиям придется договариваться, поскольку если остановится ЗМЗ, который поставляет в Нижний Новгород 95% своей продукции, ГАЗ будет вынужден прекратить сборку автомобилей.
Отдел экономики
Читайте также: Отечественные автомобили резко подорожали. Иномарки — дешевеют Правительство сдает родной автопром