Большинство российских автозаводов сразу после Нового года подняли цены на свои машины. Производители ссылаются в первую очередь на рост цен на металл. Это объективная причина, но автолюбителям от этого не легче.
Как сообщают сегодня «Ведомости», одним из наиболее заметных скачков цен произошел на совестном предприятии "GM-АвтоВАЗ".. С Нового года Chevrolet Niva в стандартной комплектации подорожала почти на 25 тысяч рублей до 310 тысяч рублей, а в комплектации "люкс" – на 22 тысячи, стоя теперь 346 тысяч. Рост цены составил около 10%.
Правда, гендиректор СП Джон Милонас напомнил, что в отличие от других автозаводов они не повышали цены в течение года. Увеличение цены российских внедорожников американской марки он объяснил инфляцией и ростом цен на комплектующие, сырье и энергоносители.
“АвтоВАЗ” с нового года тоже поднял цены, но лишь на 1,5%. По данным тольяттинского агентства Ladaonline, за прошлый год цены на “ВАЗы” выросли в среднем на 9,3% (для разных моделей этот показатель был различным). Заместитель гендиректора московской дилерской компании “Элекс-Полюс” Василий Цеханович называет другую цифру — 10-12%, но спрос на “ВАЗы” в Москве, по его словам, вырос за прошлый год не менее чем на 15%. “АвтоВАЗ” повышал цены в соответствии с ростом себестоимости машин, и рынок позволял ему это сделать, утверждает Цеханович.
На 5% выросли цены на весь модельный ряд Горьковского автозавода (ГАЗ). Как и представители других производителей, пресс-секретарь ГАЗа Сергей Луговой объяснил подорожание инфляцией и ростом цен на металл. “Волги” по новым ценам поступят к дилерам лишь в феврале: до 17 января конвейеры ГАЗа стоят. По словам Лугового, несмотря на рост цен, завод планирует поднять производство в этом году до 240 000 автомобилей и машинокомплектов (по предварительным итогам, в минувшем году было выпущено 231 336 автомобилей и машинокомплектов).
А вот входящий в группу “СОК” завод “ИжАвто” уже пообещал покупателям не поднимать цены до марта. Летом этот завод поднял цены на свои легковушки на 5-10%, и это привело к такому снижению спроса, что “ИжАвто” пришлось даже останавливать конвейер.
Опрошенные “Ведомостями” аналитики признают, что автозаводы вынуждены поднимать цены, чтобы компенсировать быстрый рост цен на металл. Металл подорожал в 2004 г. на 60-70%, а его доля в себестоимости продукции автозаводов достигает 50-60%. В целом же, как отмечают эксперты, российские автозаводы можно похвалить за сдержанную ценовую политику. В заслугу российскому автопрому ставится то, что при высокой инфляции (порядка 12% в год по официальной статистике) и при бешеном росте цен на металл, которое даже становилось предметом антимонопольного расследования, удорожание автомобилей в среднем не превышало 10%.
Однако поводов для гордости здесь немного. Для сравнения, зарубежные производители находятся не в лучшем положении чем в России. Цены на металл у них растут, также как в России, не говоря уже о ценах на топливо и энергию. И в таких условиях иностранные автопроизводители умудряются даже снижать цены.
Например, в ответ на предстоящее в ближайшие недели повышение цен на металлы в Европе на 20%, о котором объявила англо-голландская стальная группа Corus, евпропейские автопроизводители отреагировали весьма сдержанно.
Пресс-секретарь британского филиала Nissan сообщил FT, что «мы не хотим перекладывать увеличение издержек на потребителя». Золотые слова. Не в последнюю очередь это обусловлено высокой конкурентностью рынка. Маркетологи Nissan оглядываются на конкурентов, ожидая от них каких-то действий: «облегчения» стандартной спецификации или же увеличения цены.
Некоторые компании, как Ford Motor Co., заключают долгосрочные контракты поставку стали и пластмасс, так что краткосрочное повышение стоимости сырья имеет меньшее воздействие. Кроме того, изготовители предпринимают шаги, чтобы возместить более высокие материальные затраты, сокращая издержки и повышая эффективность управления. Правда, порой за это приходится платить сокращением рабочих мест.
Тем не менее, такая политика приносит плоды. Например, в Великобритании эксперты рынка считают, что новые автомобильные цены, упавшие в последнем квартале 2004 года, остановились для того, чтобы снова упасть, сообщают зарубежные СМИ.
Российский автопром , в отличие от западного, пока относительно защищен от импорта таможенными пошлинами и прочими поддерживающими мерами. Им пока не приходится, как американским или европейским производителям на равных бороться с массовым импортом дешевых и хороших машин из Юго-восточной Азии. Но чем ближе вступление России в ВТО, тем больше отечественным автопроизводителям придется угождать потребителю, жертвуя порой своими прибылями, чтобы сохранить за собой хотя бы минимальную долю рынка.
Обсудить статью