Boeing заберет в России все лучшее. С согласия Кремля

Компания Boeing Вчера президент Boeing Гарри Стоунсайфер и министр промышленности России Виктор Христенко подписали меморандум о сотрудничестве, в рамках которого до 2010 г. Boeing разместит в России заказы на сумму $2,5 млрд. По мнению экспертов, реально от этой суммы в стране осядет не более 40-50%, с учетом возможных капиталовложений в строительство новых предприятий.

Несмотря на громкие заявления о совместной разработке перспективных авиационных технологий, большую часть средств Boeing направит на закупку российского титана, столь популярного на Западе. Основным поставщиком титана для зарубежного авиапрома является Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение (ВСМПО). Сейчас производственное объединение является основным поставщиком для европейской Airbus, поставляя 75% титановой продукции от потребности этой компании. До конца 2004 г. объединение планирует стать основным поставщиком титановой продукции для Boeing. Об этом говорят цифры новых контрактов, которые предусматривают значительное увеличение объемов поставок по сравнению со старыми договорами.

"Любовь" Boeing к русскому титану уже давно стала притчей во языцех. Как напоминает издание "Время новостей", американскую компанию уже штрафовало министерство обороны США за использование российского титана в военных самолетах для ВВС США. Штраф и издержки по замене деталей составили $7,4 миллионов. Как видно, подобные "мелочи" нисколько не охлаждают пыл американских самолетостроителей. По словам представителей ВСМПО, сумма нового контракта может достигнуть рекордных $1,3 миллиарда. Для сравнения — контракты Boeing с остальными с российскими предприятиями остаются в пределах нескольких миллионов долларов в год.

ВСМПО Эксперты не исключают, что часть из инвестируемых в ВСМПО средств может быть вложена в увеличение производственных мощностей производственного объединения, которые в настоящее время загружены почти полностью. Наиболее вероятным называют проект увеличения добывающих мощностей на предприятии "Ависма" (основной поставщик сырья для ВСМПО) на 23% и строительства нового перерабатывающего комбината.

Многих наблюдателей настораживает стремление компании Boeing, озвученное г-ном Христенко, работать с Центральным аэрогидродинамическим институтом (ЦАГИ) и Всероссийским институтом авиационных материалов (ВИАМ). В отличие от ВИАМа, где ситуация после всеобщего развала "оборонки" стабилизировалась и даже имеет тенденции к улучшению, в ЦАГИ до сих пор имеется множество нерешенных проблем. Первая из них — низкая оплата труда. По некоторым сведениям, не так давно институту пришлось пойти на более жесткие меры по обеспечению трудовой дисциплины, что сократило возможности для сотрудников иметь заработок "на стороне". Иными словами, создались идеальные условия для перетягивания российских специалистов за рубеж. Ведь несмотря на все неурядицы, ЦАГИ смог сохранить небольшой костяк талантливых ученых и инженеров, имеет конкурентоспособные направления, например, в области разработки крыльев.

Кроме оговоренных выше целей, американский авиагигант надеется на возможные послабления в вопросе пошлин на ввоз в Россию своих самолетов. Напомним, пошлины в настоящее время являются одной из мер поддержки отечественного авиапрома, и их сохранение долгое время считалось вопросом принципиальным. Колебания начались лишь недавно во время торга вокруг условий вступления России в ВТО. Не исключено, что это уже решенный вопрос — так можно трактовать слова руководителя Федерального авиакосмического агентства Юрия Коптева. По его словам, которые цитируют "Ведомости", — "в зависимости от участия Boeing в развитии российского авиапрома будет решаться вопрос о снижении пошлин на ввоз в Россию иностранных самолетов". Правда, он оговорился, что какое-то решение по вопросу пошлин на самолеты может быть принято в конце первого полугодия будущего года. Именно тогда вырисуются реальные шансы и сроки вступления страны в ВТО.

Напоследок министр промышленности Виктор Христенко призвал Boeing стать партнером и инвестором Объединенной авиастроительной корпорации, в рамках которой Минпромэнерго собирается объединить все российские авиастроительные активы, сообщают "Ведомости". Следуя логике слов Христенко, можно заключить, что он не видит перспектив российского авиапрома без иностранного участия. Но для Boeing это не интересно, считают эксперты. Американкой компании Россия важна, как поставщик дешевого титана и покупатель самолетов. Поэтому в ближайшие годы Boeing будет озабочен лишь тем, как пережевать доставшийся ему русский кусок.

В анонсе материала на главной странице использован фрагмент карикатуры Феликса Дзержинского "Тогда мы летим к вам", Карикатура.Ру .

Обсудить