В Омскавтодоре введена процедура банкротства 11 июня 2003 года определением арбитражного суда Омской области возбуждено дело о банкротстве и введена процедура наблюдения в ГП "ООДЭП автомобильных дорог "Омскавтодор". Только налоговые долги этого областного предприятия превышают 300 млн рублей, а имущества у него практически не осталось. Назначенный временно арбитражным управляющим Омскавтодора Фридрих МЕЦЛЕР должен до 18 ноября на этот день назначено следующее рассмотрение дела о банкротстве этого предприятия определиться, как лучше его ликвидировать.
Омскавтодор умер? Да здравствует Омскавтодор!
Банкротство Омскавтодора было предопределено Указом губернатора № 152 от 16 июля 2001 года "О дорожном хозяйстве Омской области, отредактированным Указом № 287 от 29 декабря того же года. Согласно этому указу были созданы государственное учреждение "Управление дорожным хозяйством" (УДХ) Омской области" и 40 областных государственных унитарных предприятий (ОГУП) на базе подразделений Омскавтодора. О самом Омскавтодоре в указе не говорилось ни слова, как будто такого предприятия никогда не существовало.
Этот указ и его исполнение стали последним актом трагедии дорожного хозяйства Омской области. Классическую российскую беду применительно к нашему региону нужно возводить в квадрат: в последнее десятилетие дороги в городе и области пришли в полное запустение из-за хронического недофинансирования их планового и предупредительного ремонта. И дело даже не в том, что обязательных отчислений предприятий и организаций в Территориальный дорожный фонд не хватает на нормальное содержание дорог, а в том, что дорожные деньги по решению областной власти тратились на совершенно другие нужды.
Омский областной бюджет задолжал Территориальному дорожному фонду более 1,5 млрд рублей и вряд ли когда-нибудь их вернет. Представьте только, сколько дорог можно было капитально отремонтировать и построить на эти деньги! Впрочем справедливости ради следует заметить, что подобная ситуация сложилась в большинстве субъектов Федерации, которые затыкали дорожными десятками миллиардов рублей разнообразные бюджетные дыры. Причем за массовое нецелевое использование дорожных средств никто нигде никакой ответственности не понес. Вот если бы за трату бюджетных денег не по назначению полагалось 10 лет с конфискацией имущества, ни одна копейка не проплыла бы мимо кассы.
Все областное дорожно-строительное имущество, находившееся у Омскавтодора на праве хозяйственного ведения, было передано в Фонд имущества Омской области , а оттуда распределено между УДХ — на праве оперативного управления и 40 ОГУПами — на праве хозяйственного ведения. От перестановки мест омских дорожных слагаемых особо ничего не изменилось: УДХ по старинке называют Омскавтодор, расположено оно там же где и предшественник — в здании на Красном пути. А директор УДХ, до этого возглавлявший Омскавтодор, Анатолий КУЗНЕЦОВ даже стал депутатом Законодательного собрания — видимо, за то, что дороги в нашей области хоть и плохонькие, разбитые, но все еще остались.
Ритуальная услуга по ликвидации
С заявлением о банкротстве Омскавтодора в суд обратился территориальный орган ФСФО в Омской области. Почему он сделал это только в мае этого года, а не в начале прошлого, к примеру, когда от госпредприятия остались только юридическая оболочка, гадать долго не надо. Обычная перестраховка, чтобы вывод имущества из Омскавтодора нельзя было оспорить в судебном порядке. Конечно, трудно представить, чтобы действия областной власти, фактически приведшие к банкротству Омскавтодора, кто-то рискнул бы оспаривать, но лучше все-таки выждать, когда истекут сроки исковой давности.
Согласно представленным заявителем материалам, задолженность Омскавтодора по обязательным платежам составляет 308,8 млн рублей, из них 153,6 млн приходится на пени и штрафы. В ходе процедуры наблюдения управляющему Фридриху МЕЦЛЕРУ, назначенному по представлению СРО арбитражных управляющих "Российское сообщество независимых экспертов", предстоит выяснить, кому еще должен Омскавтодор и кто должен ему. Среди известных его должников — комитет финансов и контроля Омской области, задолжавший 130 млн рублей.
В апреле прошлого года этот долг, арестованный службой судебных приставов, выставлялся на торги компанией "Диарм". Однако желающих приобрести областные бюджетные долги даже за 10% от их стоимости тогда так и не нашлось. Почему областной бюджет не захотел погасить свои долги перед Омскавтодором, чтобы предприятие смогло рассчитаться по налогам, догадаться нетрудно. Зачем рассчитываться с тем, кто заведомо обречен на заклание?
Временному управляющему Омскавтодора суд назначил ежемесячное вознаграждение в 10 тысяч рублей. Согласно объявлению в "Российской газете" от 18 июля 2003 года, "требование кредиторов принимаются по адресу: 646905, Омская область, г.Калачинск, ул. Черепова, 97". Почему банкротство предприятия, в чьем ведении еще совсем недавно находилось весьма немалое дорожное хозяйство Омской области, доверили не омскому, а калачинскому арбитражному управляющему, за плечами которого нет опыта антикризисного управления и успешно проведенных процедур банкротства, который мало кому известен в арбитражной среде, остается только гадать.
Моя просьба к Фридриху МЕЦЛЕРУ прокомментировать ход наблюдения в Омскавтодоре была проигнорирована временным управляющим. То ли все еще нечего ему сказать, то ли подробности банкротства госпредприятия не подлежат разглашению. В одном можно быть уверенным на все 100: никаких потрясений при банкротстве Омскавтодора не предвидится, его по-тихому ликвидируют. Фридрих МЕЦЛЕР, в недавнем прошлом профессиональный комсомольский работник, когда-то назубок знал один из принципов демократического централизма — обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих.
Выше губернатора в нашей области нет никого. Значит, если его указом предрешено, что вместо Омскавтодора должно заниматься дорожным хозяйством Омской области УДХ, то так тому и быть. Ну а долги Омскавтодора, его банкротство — это сущие мелочи, которые не должны мешать магистральному развитию нашего региона. Исходя из этих постулатов, наверное, и будет действовать Фридрих МЕЦЛЕР: составит реестр кредиторов, выявит дебиторов и подготовит в суд представление о том, что предприятие должно быть ликвидировано.
Омское дорожное хозяйство особо не пострадало от того , что из него исчез Омскавтодор, ведь, как известно, от перестановки слагаемых сумма не меняется. Банкротство некогда славного предприятия — не более чем пустая формальность, очень удобная для того, чтобы начисто списать многомиллионные долги бюджета и перед бюджетом. Омскавтодор стал очередной вехой в процессе перекроя областной собственности: Сибзавод, Омскликерводка, кто следующий? Главное — чтобы омские дороги были проезжими, а кто ими ведает — дело десятое.
Андрей Коломиец Коммерческие вести