В СССР автомобили были не просто средством передвижения — они были мечтой, символом статуса и предметом гордости.
Машину могли ждать по несколько лет, записываться в очередь или получать через профсоюз. И вот, долгожданные "Жигули" или "Москвич" в руках — а дальше начиналась своя эпоха на дорогах Советского Союза.
А как вообще водили в СССР? Были ли пробки, как работала ГАИ, и что из себя представляли правила дорожного движения? Разберёмся!
Правила дорожного движения: строго, но по-своему
ПДД существовали, и они постоянно обновлялись. Теория преподавалась в автошколах ДОСААФ, а экзамены были обязательными. Но из-за дефицита машин и сложной бюрократии, навыки вождения часто приходилось нарабатывать уже "в поле".
Пробки: были, но другие
Слово "пробка" в советское время звучало иначе. В крупных городах — да, особенно в Москве — уже в 70-80-х наблюдались заторы, особенно в часы пик и вблизи рынков, вокзалов и заводов. Но в целом, машин на дорогах было в разы меньше, чем сегодня.
"ГАИшники": страх и уважение
Госавтоинспекция (ГАИ) была неотъемлемой частью советского дорожного ландшафта. Инспекторы с полосатыми жезлами и суровым видом могли остановить "для проверки" или "поговорить по душам". Взятки были редкостью до позднего СССР — чаще спасало уважение к форме и порядку.
Эмоции и романтика дорог
Поездка на машине — это было событие. В дальнюю дорогу собирались всей семьёй, брали термос, бутерброды и патефон (шутка, но почти правда). Любая поездка в соседний город казалась путешествием.
Езда в СССР — это не только про машины, но и про эпоху: с её атмосферой, характерами, правилами и исключениями. Да, дороги были хуже, автомобилей меньше, а сервис — почти никакой. Но в этих поездках было что-то настоящее. Неудивительно, что у тех, кто тогда ездил, до сих пор блестят глаза, когда они вспоминают свой первый "Москвич", дорогу на юг или встречу с ГАИшником, который пожелал счастливого пути.