Как выглядела ГАИ в СССР: жезл, Жигули и дорожные байки

2:39

ГАИ — Государственная автоинспекция в СССР была не просто организацией — это был целый культ.

У страха были глаза… и полосатый жезл. Её боялись, уважали, ругали, но при этом уважали ещё сильнее.

Форма, внешний вид и атрибутика

Форма: синяя или серая гимнастёрка с фуражкой, ремень с кобурой, значок ГАИ, рация и, конечно, жезл — главный символ инспектора.

Жезл: чёрно-белая палочка — одновременно и сигнал, и власть. Его появление на дороге вызывало мгновенное торможение у любого водителя.

Стойка: руки за спиной, строгий взгляд, абсолютный покой. Психологическое давление в чистом виде.

Транспорт: от "Победы" до "Жигулей"

  • ГАЗ-24 "Волга" — служебная легенда. Уважали и опасались.
  • ВАЗ-2101 — самая массовая служебная авто ГАИ в 70-80-х. Жёлто-синие и надписью "ГАИ".
  • Мотоциклы "Урал" — грозные байки с люлькой (и без), на которых инспекторы ловили лихачей.
  • Сирена на крыше и красный флажок на антенне — чтобы видно было издалека, кто тут главный.

Методы работы

Палка — лучший радар: о приборах могли только мечтать. Главным "детектором скорости" были глаза инспектора и опыт.

  • Засады в кустах: легендарная классика.
  • Проверка документов: паспорт, техпаспорт, талон ТО, водительские права — всё под лупой.
  • Воспитательная беседа: "Как фамилия? А отец где работает? Ну, на первый раз отпущу…".

Байки и правда

  • "Проверка на запах": часто инспектор просто заглядывал в глаза и принюхивался — выпил или нет.
  • "Ну что, нарушаем, товарищ?": фраза, от которой холодели руки даже у опытного водителя.
  • Взятки? Были, но… — официально — табу. В реальности — "рупь" или коньяк в бардачке могли "сгладить" ситуацию.
  • Попутки с ГАИ: бывало, что инспектор голосует на трассе — и ты должен подвезти. Отказать? Ни в коем случае.

Инспектор был не враг — он был частью дороги. ГАИшник знал всех в округе. Мог отпустить, мог пожурить, а мог и отправить в участок.

Но если что случалось — первым на помощь приходил именно он. Многим и правда спасал жизнь, особенно на трассах, где не было связи, техпомощи и интернета.

Автор Дмитрий Плотников
Дмитрий Плотников — журналист, обозреватель Правды.Ру

Сообщить автору об опечатке:

Адрес страницы с ошибкой:

Текст с ошибкой:

Ваш комментарий: