Без шанса выбрать: Uber решает за вас — с человеком или без него

3:22

Вы наверняка уже видели видео в интернете: люди вызывают машину через приложение, и через несколько минут подъезжает автомобиль… без водителя. Такие кадры становятся всё более обычными в США и Китае. Теперь к ним подключается и Uber, начав тестирование автономных поездок в Остине, штат Техас.

Партнёр проекта — компания Waymo, дочерняя структура Alphabet, которой также принадлежит Google. Поездки будут осуществляться на полностью электрическом Jaguar. Когда пассажир заказывает UberX или Uber Green, может случиться так, что за ним приедет беспилотный автомобиль — и выбрать, хочет ли он машину с водителем или без, нельзя. Но возможно ли представить такую модель в Бразилии? Тут уже возникают вопросы.

Будет ли работать в наших условиях

В Бразилии инфраструктура далека от идеальной. Ямы, отсутствие асфальта, размытая разметка, пробки, непредсказуемые ситуации на дорогах — в таких условиях беспилотник может попросту "потеряться". Даже в США пока что такие машины тестируются лишь в строго ограниченных районах.

А что насчёт стоимости

Jaguar - не бюджетная машина. Полная замена автопарка Uber потребует миллиардных вложений. И здесь возникает логичный вопрос: зачем тратить столько денег, если можно просто продолжать использовать водителей, которые сами оплачивают машину, бензин и обслуживание?

На практике Uber лишь берёт комиссию с каждой поездки. Иногда она достигает 50%, и при этом компания не несёт расходов на эксплуатацию автомобиля. Для неё это куда выгоднее, чем инвестировать в собственный парк дорогих электромобилей, которые ещё и могут попасть в ДТП.

Люди не готовы довериться машине

Многие до сих пор не чувствуют себя в безопасности рядом с беспилотным авто. Да, это технологии будущего, но пока они вызывают тревогу, а не восторг. Кто-то по-прежнему предпочитает живого водителя или даже такси, где чувствуется человеческое присутствие.

Скорее всего, если такая система и заработает, то будет ограничена элитными районами с хорошими дорогами и инфраструктурой. На всю страну это точно не распространится в ближайшее время.

А дело точно только в перевозках

Скорее всего — нет. Здесь важнее данные. Искусственный интеллект, обучение, сбор и анализ информации о маршрутах, водителях, пассажирах. Эти данные — золото XXI века, и компании типа Google зарабатывают на них миллиарды. Речь идёт не только о транспорте, а о будущем всей цифровой экономики.

Что дальше

Скорее всего, нас ждёт гибридная модель: часть поездок будет выполняться беспилотниками, часть — обычными водителями. Но момент, когда "машина заменит человека", всё ближе. Мы не знаем, когда это произойдёт, но уже точно видим, что это возможно. Двадцать лет назад никто бы не поверил, что можно нажать кнопку в телефоне — и машина сама подъедет к вашему дому. Сегодня это реальность. Возможно, через двадцать лет и водителей не останется.

Уточнения

Автомоби́ль — моторное безрельсовое дорожное и/или внедорожное, чаще всего автономное, транспортное средство, используемое для перевозки людей и/или грузов, обычно имеющее не менее четырёх колёс.

Сообщить автору об опечатке:

Адрес страницы с ошибкой:

Текст с ошибкой:

Ваш комментарий: