В ближайшие годы число новых автомобилей, приобретаемых в кредит, составит 80 процентов. Банки разрабатывают новые схемы борьбы с должниками.
Рынок автокредитования продолжает динамично развиваться и сейчас является наиболее востребованным продуктом банковской розницы. Около 30% всех новых автомобилей сегодня приобретается в кредит. По данным компании “Автомобильная статистика”, в 2006 году банки выдали автокредитов на сумму около 200 млрд. руб. (7,5-8 млрд. долларов), тогда как в 2005-м банки “вложили” в российский авторынок всего 4-4,5 млрд. долларов. Текущий портфель автокредитов в российских банках по состоянию на начало 2007 года аналитики оценивают на уровне 10 млрд. долларов, а долю автомобилей, продающихся по кредитным схемам, – на уровне 35-40%.
О проблеме невозвратов начали говорить еще около двух лет назад, когда потребительское кредитование резко пошло в гору. Уже в прошлом году Центробанк выразил тревогу тем, что показатель просроченной задолженности по потребительским кредитам, выданным коммерческими банками, продолжает увеличиваться. Тогда эта проблема казалась делом будущего, но уже сегодня банки вынуждены самостоятельно выбивать деньги из недобросовестных клиентов.
Однако эксперты полагают, что уже в ближайшее время проблема может обостриться, поскольку бум автокредитования в ближайшие годы продолжится. По прогнозам, в кредит будет продаваться не 30-40% новых машин, как сейчас, а 60-80%. Для того чтобы обезопасить себя от невозвратов, эксперты выделяют несколько путей: это правильно отстроенная процедура оценки финансового состояния заемщика, а также создание кредитных бюро и практика кредитных историй, чем в последнее время все и занялись, сообщает Autonews.ru.
Несмотря на то, что процент невозвратов в автокредитовании еще далек от критического, просрочка платежей – уже обычное дело. Как показывает банковская практика, выудить деньги из недобросовестных клиентов очень непросто. Сначала должники подвергаются телефонным атакам банковских служб, далее следует суд и конфискация автомобиля. Пока таких случаев единицы. Но уже сейчас, предвидя проблему невозвратов в контексте быстрого роста автомобильного рынка, практически все банки занимаются внедрением дополнительных мер безопасности, поэтому экспериментировать не советуем…