Меры по увеличению штрафов за нарушение ПДД разрабатываются в МВД РФ, заявил недавно начальник отдела организации межведомственного взаимодействия департамента безопасности дорожного движения МВД РФ Владимир Шевченко.
Предположительно, поправки к закону об ответственности за нарушения правил дорожного движения будут рассматриваться этой осенью. Чиновники отмечают, что существующие в России штрафы не просто низкие, а самые низкие в Европе, и они абсолютно несопоставимы с нарушениями на наших дорогах.
Кроме того, Шевченко обратил внимание на возможность внедрения известной балльной системы регистрации нарушений. «Есть водители, у которых по 80, по 100 нарушений, мы это фиксируем, но, фактически, ничего им сделать не можем», - цитирует «Интерфакс» Шевченко. А балльная система по замыслу чиновников, должна решить эту проблему.
Действительно, даже самому ярому противнику увеличения штрафов, очевидно, что сегодня абсурдно сравнивать российские штрафы со, скажем, европейскими. Там размеры наказания исчисляются сотнями евро. Что же в России? За нарушения, способные повлечь серьезный материальный ущерб или даже стать причиной гибели людей, предусмотрены смешные штрафы.
Несколько ярких примеров: превышение установленной скорости движения на 10-20 км/ч - 50 рублей, на 20-40 км/ч – 100 рублей, на 40-60 км/ч – от 100 до 300 рублей (300 рублей за езду «под сотню» на улицах города!) Управление ТС с неисправностью рулевого, тормозного, сцепного устройств – 300-500 рублей. Проезд на запрещающий сигнал светофора (регулировщика) – 100 рублей.
Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой – 50 рублей… (Однако важно заметить, что известны случаи, когда недобросовестные стражи порядка, пользуясь плохим знанием водителями постоянно меняющихся размеров штрафов, предпринимают попытки взыскать с них сумму, которая значительно превышает установленную).
Естественно, что такие штрафы никакого нарушителя остановить не могут. С другой стороны, всем известна другая российская проблема – взяточничество. Если вместо оплаты штрафа в 1000 рублей нарушитель сможет «договориться» с гаишником за 500, никакие ужесточения не помогут бороться за соблюдение ПДД, а только повысят и без того немаленький уровень коррупции среди стражей порядка.
Конечно, чиновники говорят, что неустанно борются с взяточниками в своих рядах. Но, даже если не рассматривать эффективность этих мер, все равно это только искоренение последствий. Однако гораздо важнее найти способ предотвратить преступление со стороны сотрудников ГИБДД, найти способ сделать незаконные поборы невыгодными.
Грядущие изменения в законодательстве вызвали бурные отклики простых автомобилистов. Что интересно, даже не сам факт увеличения штрафов спровоцировал горячие дискуссии. Люди рассуждали о том, насколько реально вообще ездить по правилам.
На развязке, где нарушают все, невозможно оставаться законопослушным – это тотчас же спровоцирует аварию. На одном из интернет-сайтов гневно прозвучала реплика: «Сначала продают права, а потом требуют соблюдения правил».
Безусловно, России нужны изменения в системе контроля над соблюдением правил дорожного движения, но, как при любой реформе, важно в первую очередь исходить из принципа «не навреди».
Андрей Чиж