Великодушные налоговые льготы и субсидии для электромобилей и зарядной инфраструктуры в Норвегии привели к созданию самого успешного рынка автомобилей с батарейным питанием в мире. В течение мая и июня прошлого года более 96% новых покупок легковых автомобилей были электромобилями или гибридами.
Норвегия стала примером успешной страны, которая смогла сделать переход на электромобили, но теперь перед ней встает уникальная задача: как постепенно сократить субсидии, которые способствовали этому успеху.
Правительство Норвегии оценивает, что в 2022 году стимулы для электромобилей обошлись казне в 4 миллиарда долларов, что составляет 2% от общей суммы налоговых поступлений. Несомненно, это содействовало уменьшению потребления ископаемого топлива, но оказалось недостаточным для покрытия расходов на содержание дорог и общественного транспорта, особенно в удаленных районах страны, где многие люди зависят от автомобилей для перемещения. Поэтому политики пересматривают налоговое бремя, чтобы обеспечить поддержание необходимых расходов, даже когда рынок электромобилей становится зрелым, что может занять десятилетия или даже дольше.
Норвегия стремится избежать ошибок, которые сделала Швеция, быстро прекратив субсидии для электромобилей, что привело к резкому снижению числа регистраций электромобилей. Политический элита Норвегии сначала поддерживала стимулы, но отказ от них вызывает споры. Некоторые считают, что субсидии слишком дорогие, другие утверждают, что они необходимы для достижения целей по нулевым выбросам. Конфликт разделяет владельцев автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (которые составляют 72% парка автомобилей) и тех, кто уже перешел на электромобили. Последние часто богаче, в то время как более малоимущие люди опасаются, что прекращение субсидий повлечет за собой более высокие расходы. Еще одной проблемой является различие между жителями городов и сельской местности, особенно в отдаленных горных и фьордических районах на севере страны.
Чтобы облегчить бремя для наименее обеспеченных слоев населения, правительство ищет творческие решения, оставаясь призывать всех отказаться от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Например, электромобили остаются освобождены от налога на покупку автомобилей, который для традиционных автомобилей может составлять до 27 000 долларов США, а также от дорожных сборов и сборов за паром. Также некоторые владельцы квартир получили право взимать плату с других владельцев квартир, чтобы покрыть расходы на инфраструктуру зарядки.
Норвежская ассоциация электромобилей поддерживает постепенное уменьшение субсидий, чтобы учесть реальные обстоятельства и потребности населения. По их мнению, важно рассматривать факты и корректировать подход по мере необходимости. Одновременно с этим, Норвегия стремится сохранить привлекательные условия для электромобилей, чтобы поддерживать их популярность и способствовать более быстрому переходу на экологически чистый транспорт.