Почти два месяца прошло со дня страшной авиакатастрофы под Аяном. Расследование этой трагедии завершено, но официальное заключение Москвой до сих пор не подписано. И вопросов не становится меньше.
Вот к ним и обратимся
Как-то со временем растворилась под грузом этой большой человеческой беды одна ключевая деталь. Что в тот злополучный четверг, 29 августа, на Аян ведь брали курс сразу два пассажирских борта. Из Хабаровска, с остановкой в Полине, вылетали они один за одним. Как бы дыша друг другу в затылок.
Какое там по расписанию?!.. Весь август — сплошная нервотрепка: дождь, туман, морось, облачность, к Аяну не пробиться. Рейсы скакали, и все откладывались, сдвигались, возникла и очередь, и легкий такой напряг. А люди — из отпусков и к школе спешили успеть, к первому звонку.
Кто живет на наших северах и постоянно летает, тому не привыкать так домой добираться: сплошной экстрим, начиная с земли. А уж в небе...
Казалось бы, и к Богу ближе. Но не приведи, Господи, чтобы так он к себе забирал. Чтобы сразу — все шестнадцать душ. Весь 359-й рейс. Который первым из двух, заявленных в тот роковой четверг, вылетел из Хабаровска. Но на Нелькан, где спасся второй борт, не развернулся. Зная, что пилоты будут сажать его "на запасной", почему-то все же решил идти сквозь жуткий туман на Аян. Почему?
...В Аяне, до невозможности, как мне рассказывали, красивом, особенно с моря, жаль ни разу не доводилось бывать. Но кто впервые туда долетал, впечатлениями потом делился, что на полном серьезе начинал молиться, когда самолет заводили на так называемую коробочку. Четыре разворота по периметру, каждый раз меняя высотные эшелоны, это и есть в просторечье — коробочка. Схема снижения — перед выходом на курс аянского аэропорта Мунук.
Ее утвердили и ввели в практику пилотирования давным-давно, чтобы свести к минимуму все возможные риски. Рельеф здесь настолько сложный — сплошные сопки, тайга, скалы, совсем впритык к берегу, и ни одного толкового распадка по побережью, чтобы спокойно можно было зайти на Аян именно со стороны моря, что за неимением более удобных в своей простоте вариантов приняли этот. Единственный.
С расчетом, естественно, на нормальный прогноз погоды, видимость приличную. И безусловный профессионализм. Сюда и летали исключительно профессионалы. Командир и второй пилот с погибшего Ан-28, оба Алексеи — Воеводин и Бондарь, были именно такими. И это видно и по списку послужному, и многие лично подтвердят.
И потому, когда уже прозвучало как посмертный приговор им обоим, что виной всему — человеческий фактор, мне понятно недоумение северян. Ведь не кукушата молодые, говорили они мне с болью, давно к нам летали, особенно Воеводин. Местность командир знал, как свои пять пальцев, и как пакостно может вести себя здесь погода, разумный и осторожный был человек, а в критические моменты — решительный... Почему же тогда решил так жутко испытать судьбу? Не на Нелькан, так на новой полосе можно было бы сесть, в Керане. Там только что артель "Амур" сдала очень приличную полосу, не чета аянской. И экипаж знал про такой шанс.
Неужели амбиции? Но на севере в это никто не верит. Версии придерживаются другой: виной всему наша поголовная нищета и желание заработать любым способом. Летчики часто рискуют, возя для коммерсантов "неучтенку". Не исключено, что случилось это и в тот раз. Их могли догрузить в Полине Осипенко, они вынужденно могли пожертвовать "излишками" керосина. Вот и боялись недотянуть до спасительного Нелькана...
Так откуда же взялась эта народная версия? Не с неба, к сожалению. Из многолетнего пассажирского опыта аянцев и нельканцев.
К их чести, они не стали злословить по этому поводу, а собрались инициативной группой и от имени жителей села Нелькан написали в адрес авиакомпании "Восток" открытое письмо. Которое в начале октября опубликовала районная газета "Звезда Севера".
Вот уже на протяжении последних лет, пересказываю я его близко к тексту, для авиаторов стало нормой, когда наряду с пассажирами на борт загружается большое количество коммерческого груза. Часть оформляется по накладным, а часть летит в наши села безо всяких документов. Зачастую члены экипажа нам просто предлагают потесниться, взять детей на руки, при взлете попридержать коробки-сумки, увязанные прямо на креслах китайской сеткой...
Мы боимся, но летим. Другого способа добраться домой у нас нет.
С открытием дороги до села имени Полины Осипенко ситуация еще более усугубилась: при посадке на дозаправку самолеты догружаются "своими" грузами, экономя за счет керосина. И если бы речь шла о каких-нибудь 50-100 килограммах, можно было бы еще понять такой риск. Но вот возьмем июнь: в малом аэропорту было настоящее столпотворение студентов, которые не могли достать билет на нельканский рейс, и люди стали справедливо возмущаться. Почему в нашу сторону летит всего 7-8 пассажиров (почти вдвое меньше положенной загрузки), а по прибытии выгружается по две автомашины коммерческого груза? Так, к примеру, за один только летный день 19 июня авиакомпания произвела 6 рейсов, доставив на них 42 пассажира и 2325 кг груза по накладным. А при проверке в службе перевозок, акт которой был подготовлен при участии депутата районного Собрания и участкового милиционера и затем опубликован "Звездой Севера", обнаружилась неучтенка. В полтонны груза, под которые ушло 47 мест.
И что же? Начальником Нельканского аэропорта данный акт был, естественно, утерян, повод для проверки и реагирования на выявленные нами факты для авиакомпании "Восток" исчез. А коммерсантам — без внесения оплаты за привезенный "левый" груз — товар был возвращен полностью.
Фактов, подобных этому, авторы обращения, судя по всему, в запасе имеют в достатке. И отступаться не намерены, желая получить четкие ответы, когда же будет наведен в вопросе авиаперевозок порядок и чиновники перестанут рисковать людскими жизнями?
"Нам не известны причины трагедии в Аяне, но то, что авиакомпания давно смешала личные интересы с государственными, очевидно. Даже если на несчастном рейсе 29 августа не было большого перегруза, самолеты тоже имеют износ. И когда вместо положенных тонн загружается больше, жизнь пассажиров подвергается опасности, а кто-то на вырученные от такого бизнеса деньги пьет шампанское. Почему наши власти начинают шевелиться только тогда, когда грянет гром и достается невинным людям? Почему подобные вопросы перед авиакомпанией ставим мы, простые жители? И почему, зная о ситуации в Нельканском аэропорту, руководство "Востока" спустило все на тормозах? И почему командир судна, самолично привезший 19 июня полтонны неучтенного груза, до сих пор за штурвалом? Мы — такие же люди, как и те, кто погиб. И не можем, не имеем права молчать, когда вокруг — гробовая тишина и нежелание серьезно разобраться в причинах, которые провоцируют подобные трагедии. Кузнецова, Лаптева, Емельянова, Яшкина, Степанов, Пономарева — всего 42 подписи".
В том же номере газета опубликовала и полученный от руководства авиакомпании "Восток" официальный ответ. Нельканцам его направил лично ее гендиректор А. К. Ткач.
Который в первых строках проинформировал своих корреспондентов, что в настоящее время работает по факту катастрофы государственная комиссия, выводы которой будут объективными, беспристрастными и справедливыми. И виновные будут объявлены. Так прямо и написано.
А по сути выраженной нельканцами озабоченности — прямым текстом сказано следующее: мол, зря вы так. Эмоции это все, а документы другое говорят. Что все полеты нами к вам "выполнялись в строгом соответствии с правилами и инструкциями...". Что по поводу невозможности приобретения билетов в летний сезон массовых авиаперевозок на ваше направление — "не можем с вами согласиться...". Что документально "не установлено фактов провоза грузов работниками авиакомпании...". Но в целях исключения провоза неучтенки будут изготовлены "бирки строгой отчетности...". И подготовлено письмо на руководство обоих ваших аэропортов с просьбой ужесточить контроль... И считаем, что "в этом вопросе, опираясь на активную поддержку, заинтересованность и помощь наших пассажиров, в дальнейшем сигналов по поводу провозки неоформленного груза не будет".
Видимо, для того, чтобы их — этих сигналов, не стало вообще, три дня назад в Нелькан приезжала группа проверяющих с "Востока." В ней люди уже без всякого удивления узнали товарищей, которые еще недавно к ним летали, а теперь вот на повышение пошли. По официальной коммерческой линии и контролирующей. Что радует.
Всех авторов письма собрали и держали с ними такой разговор: отзовите вы его, свое несчастное обращение, для всех же лучше будет.
И люди решили ходатайствовать перед властью о смене авиаперевозчика. Вопрос этот после ноябрьских праздников, как рассказали мне, выносится на депутатские слушания в районном Собрании. Кстати, народные избранники не опоздают со своим обращением к правительству края. Потому, что и в самом правительстве есть такая озабоченность. И альтернативный серьезный коллектив Виктора Лопатюка.
Проблема, говорят, только одна: у авиакомпании "Амур" нет пока лицензии на авиаперевозки. К тому, что на том же Керане спокойно можно принимать уже сегодня "Аннушки" большей вместимости и комфортности, чем пострадавший Ан-28.
А лицензия? Что сегодня ее нет, не проблема.
Как известно, черный ящик еще в начале сентября был отправлен в Москву. С ним же уехали и принимавшие участие в расследовании технических причин этого авиапроисшествия эксперты МАКа под руководством опытного Дмитрия Трейваса. И, по последним данным, окончательных сведений из Москвы надо ждать не раньше начала декабря.
Хотя в Хабаровске узкому кругу специалистов и руководителей исполнительной власти еще месяц назад было доложено о предварительных результатах проведенной работы. Но все наши попытки, знаю это и по своим коллегам из других СМИ, получить у авиаторов комментарий, по существу, заканчивались ничем.
Поэтому я с великим изумлением прочла в ответе г-на Ткача нельканцам упрек, что "в ряде средств массовой информации коллектив авиакомпании пытаются представить сборищем безграмотных и безответственных людей, не способных качественно и безопасно осуществлять...". И так далее, в том же духе. Слова не выкинешь, а хотелось бы. Особенно, извините, за сборище...
И первым, кто нарушил обет молчания, был Виктор Митрофанов, глава Аяно-Майского района. Виктор Валентинович ведь как в рубашке родился: у него же на тот четверговый, 359-й, рейс билет был взят, но поменял на другие сутки. А вылетать в Аян пришлось даже раньше, в составе комиссии Сергея Зражевского.
Так вот. В конце октября Виктор Митрофанов встречался с работниками своего аэропорта, к работе которого в техническом заключении госкомиссии тоже высказывались претензии. И после этого дал небольшое интервью редактору "Звезды Севера" Татьяне Глотовой. Сочетание трех неблагополучных факторов, по предварительному заключению специалистов, и стало причиной случившегося 29 августа. Ошибка пилотов, неудовлетворительное метеообеспечение, начиная с Николаевска, и неквалифицированное ведение самолета при заходе на посадку диспетчером в самом аэропорту Мунук.
...При выходе из четвертого разворота экипаж вошел в облачность и потерял ориентацию. Информация о фактическом нахождении судна командиром передавалась диспетчеру неточно и несвоевременно. С другой стороны, и сам диспетчер не передал экипажу Ан-28 магнитный курс посадки и не проинформировал об ограничении по скорости ветра. Когда же экипаж запросил: "А посадочный какой будет?" - диспетчер ответил фразой: "Наверное, думаю, на запасной...".
А тем временем самолет, пробив облачность, выскочил на опасную высоту — метров 10-12 над морем — и решил резко взять вверх. Но было уже поздно.
Запись параметров полета на бортовом самописце обрывается на времени 07 ч. 48 мин. 26 сек. И характер разброса обломков только подтвердил версию, что столкновение с мысом Отвесным произошло как бы на взлете: деревья были срезаны снизу вверх, а удар о скальный грунт пришелся на правое шасси и правую плоскость.
...Сегодня здесь установлен православный крест. Шестиметровый, из крепкой строевой лиственницы. Простой, струганый, без всяких памятных плит и слов. Местным они не нужны. Здесь всех погибших своих знают и помнить будут. Что погибли они именно 29, а не 30 августа, как стало значиться почему-то в разных источниках. И не забудут, что устанавливали его вертолетчики, которые монтировали такой же крест под Иркутском. В знак памяти погибшего приморского самолета. Со всеми пассажирами на борту. И что ветер 13 сентября, когда на подвеске несли тот лиственничный крест к нашему мысу Отвесному, на высоту, где и произошло то столкновение, на отметке 276 метров, буйствовал просто люто. Как с цепи сорвался.
Может, природа знаки людям подавала? Чтобы и в земной своей жизни разумнее были? Как на грех ведь, именно этим летом в Аяне решили кладбище местное расширить. Мало стало. Забор убрали, нарезали земли. Вот на этом-то участке и лежат все погибшие.
А крест, видимый из бухты Килькино любому судну, которое заходит на рейд, сделали местные столяры. Объединившись в память о земляках. Среди них был и Дима Кашин, который потерял в той катастрофе действительно родного человека, сестру Александру, по мужу Насину. Медсестру районной больницы.
Дочка у нее осталась, совсем еще маленькая. И муж Александр.
С ним, кстати, показательная история вышла по весне. Саша, вылетая в Хабаровск, в запарке не оформил превышение багажа. В 50 килограммов. Но штраф потом заплатил. Дал объяснения. А недавно вот и приговор транспортной прокуратуры получил. Что приговорен к двум годам. Условно.
Ирина Полникова
Молодой Дальневосточник
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.