Диспетчер Владимир Сумской, признанный виновным в крушении двух лайнеров над Днепродзержинском, дал первое за 25 лет интервью.
Как это было
Ровно 25 лет назад — 11 августа 1979 года — над Днепродзержинском столкнулись два Ту-134А. Один выполнял рейс Ташкент — Минск. На его борту были 83 человека, в том числе 17 футболистов команды "Пахтакор". Второй следовал из Челябинска в Кишинев с 89 пассажирами и шестью членами экипажа.
В тот день в Харьковском центре управления дежурили семь диспетчеров. На более напряженный сектор старший смены Сергеев посадил молодого Николая Жуковского. А контролировать его работу поручил Владимиру Сумскому, хотя по инструкции это мог делать лишь Сергеев сам.
Молдавский и белорусский самолеты шли навстречу друг другу под углом 90 градусов на высоте 8400 м в облаках. Жуковский ошибочно посчитал, что оба "Ту" разойдутся. Опасность заметил Владимир Сумской. Он дал команду белорусскому экипажу набрать высоту 9000 метров. В эфире прозвучало: "Понял..." - позывные было не разобрать. Сумской был уверен, что ответили минчане — все нормально, команду выполняют. А на самом деле эти слова принадлежали экипажу другого самолета, Ил-62, летевшего в Ташкент... До столкновения оставалось 1 минута 5 секунд... А затем командир Ан-2 доложил на землю: "В районе Куриловки наблюдаю падение частей самолета. По-моему, Ту-134".
Два лайнера столкнулись на высоте 8400 м. Через 9 месяцев состоялся суд над виновными. На скамье подсудимых оказались диспетчеры Жуковский и Сумской. Каждого приговорили к 15 годам в колонии общего режима. Старшего смены Сергеева на суде не было даже в качестве свидетеля. А его начальников — тем более...
Кстати, схожее авиапроисшествие случилось летом 2002 года, когда в небе над Германией столкнулись Ту-154М "Башкирских авиалиний" с детьми и грузовой "Боинг-757-200" компании "DHL".
"До сих пор не снимаю с себя вины"
Убедить Владимира Александровича Сумского вспомнить события 25-летней давности было непросто. Он считает, слишком много вылили на него лжи.
- Вы начало этой истории знаете? Что несколько эшелонов зоны были перекрыты в связи с тем, что на юг летел Брежнев? — сразу спросил Владимир Александрович (этим данные эшелоны (высоты) "расчистили" и соответственно "уплотнили" движение на других. — Р. П.). — Харьковская зона и по сей день считается одной из самых тяжелых, а в то время вообще страшная была. После того как литерный рейс пролетел, в ней собралось около полусотни самолетов. Когда специалисты Академии гражданской авиации занимались нашей катастрофой, они оценили, что тогда обстановка была неподвластна возможностям человека. Даже для автоматики это должно было быть в пределах 10 — 11 бортов. А у нас на связи было 12 самолетов!
А накладки — там столько их было! Явной вины ни у кого нет. Все виновны понемножку. Я до сих пор не снимаю с себя вины. Потому что, конечно, надо было предугадать такую нагрузку. Но ведь есть вина и других, начиная от старшего диспетчера, который так распределил смену. Почему помогал Жуковскому не он, как следовало по инструкции, а я, рядовой диспетчер?
- Одно из обвинений: вы дали команду экипажу на расхождение и не убедились, что ее выполняют.
- Если грамотный человек послушает пленку с радиообменом, то сразу поймет, что этой возможности просто не было! Но каждому это не расскажешь. Да и не поймут простые люди!
После того как все случилось, провели большую реорганизацию диспетчерского состава и рабочих мест. А до этой трагедии никто не хотел вникать в условия работы диспетчеров... Что касается Жуковского, мне просто его жаль. Это слабовольный, неискренний человек... С подачи своего адвоката он сказал на суде: "Я не был готов к этой ситуации. Меня не научили". А я его в строй вводил, стажировал. Ведь экстремальным ситуациям научить просто невозможно, тогда тренажеров не было. Жуковский вроде справлялся. Но допуск ему давал нея, а комиссия.
- А на Сергеева есть обида или злость?
- Обида есть. Злости нет. Я не стану говорить, что его надо было наказать. Но в таких случаях отвечает и руководитель!
- Вы приговор считаете справедливым?
- Я согласен с ним...
"Родные погибшего экипажа защищали нас"
- Где вы наказание отбывали?
- Под Кривым Рогом. В колонии был шесть с лишним лет. Ко мне на зоне отнеслись лучше, чем к простому преступнику. После амнистии меня условно-досрочно освободили за нормальное поведение. Сейчас с меня судимость уже снята.
- А жизнь потом как сложилась? Где работали, кем?
- Да везде работал, — усмехается. — Сначала на автопредприятии слесарем по топливной аппаратуре. Потом по шабашкам ездил: строили, занимались убоем скотины. Ну а полтора года назад товарищ предложил вернуться в Харьковский аэропорт. Охранником. Ведь после 50 лет найти работу практически невозможно.
- Тосковали по работе диспетчера?
- Тосковать — это одно. А вот знать, что возврата нет, тоскуй — не тоскуй... Сейчас я со всеми ребятами, с которыми и раньше работал, встречаюсь, у нас нормальные отношения.
- А у Жуковского как судьба сложилась?
- Не знаю. Меня это не интересует.
- Правда, что жены погибших футболистов "Пахтакора" на суде требовали для вас расстрела?
- Я ничего такого не слышал. Могу лишь сказать, что, по-моему, супруга командира минского экипажа даже в гости нас приглашала после всего. И минчане подали петицию, чтобы к нам никаких мер не применяли, потому что они, сами работники "Аэрофлота", прекрасно поняли, что в общем-то мы были в тот момент козлы отпущения.
- Говорят, вас бросила жена?
- Нет. Я сам осознанно развелся. Сейчас один. Детей у меня двое: старшей дочери 27 лет, младшей — 14. Я с ними все время общаюсь.
Никто не может забирать у человека жизнь
- Когда по вине диспетчера случилось столкновение над Боденским озером в 2002 году, вы что подумали?
- Я следил за этим поверхностно. Но отвечу... Считаю, в первую очередь виновато руководство швейцарской диспетчерской фирмы. Если организация труда правильно поставлена, тогда можно что-то требовать от диспетчера. А вообще слишком начали доверять технике. По-моему, человеческую голову ничто полностью не заменит.
- Как вы относитесь к тому, что Виталий Калоев, потерявший в авиакатастрофе семью, убил швейцарского диспетчера?
- На суде, когда мне дали последнее слово, я у родственников погибших попросил прощения: "Если бы я мог ценой своей жизни вернуть жизни ваших близких, я бы это сделал. Но то, что случилось, уже не вернешь. Я хотел сделать все и делал, чтобы этого избежать. Но не получилось". Вот и все. А чем Калоев руководствовался... Я считаю вообще-то, что никто не может забирать у человека жизнь. Не наше это право. А вот наказывать за ошибки — совсем другое дело.
- Та история 25-летней давности о себе напоминает? Или вы ее как бы вычеркнули из сознания? Только честно...
- Она всегда со мной. И остается и по сию секунду. Это на всю жизнь. Хотя в нашем случае была не халатность, а роковое стечение обстоятельств... И невезение.
ИЗ ДОСЬЕ "КП"
"Пахтакор" - одна из самых колоритных команд Союза. В тактическом плане надежность в обороне она успешно сочетала с резкими и острыми контратаками. Наиболее успешными в истории клуба в чемпионатах СССР стали 1961 и 1982 годы, когда команда занимала 6-е место, а также 1968 год, ознаменовавшийся выходом "Пахтакора" в финал Кубка страны. В сезон-78 ташкентский клуб занял 11-е место в первенстве Союза. Сезон-79 "Пахтакор", усиленный игроками других клубов высшей лиги, завершил 9-м.
Роман ПОПОВ Схема Данилы ШМИНКЕ.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.