В Харьковской области в Балаклее горит и взрывается склад боеприпасов. Первые взрывы прозвучали в три часа ночи.
Основная часть населения города эвакуирована, сообщает военный прокурор Украины Анатолий Матиос у себя на странице в "Фейсбуке".
Общая площадь арсенала - 368 га, там хранятся 138 тысяч тонн боеприпасов. Готовится к вылету БПЛА для установления реальных объёмов пораженных взрывами площадей арсенала. По словам прокурора, причиной пожара могла стать диверсия.
Данных о пострадавших нет, но в настоящее время продолжается эвакуация населения, в город возвращаются автобусы. Специалисты обходят дома, чтобы проверить, кто мог остаться.
"Правда.Ру" обратилась за комментарием к военному обозревателю, полковнику в отставке Виктору БАРАНЦУ.
— Основная часть населения города Балаклеи в Харьковской области была эвакуирована. Какие у вас есть версии возможных причин? Украинская прокуратура в качестве основной сразу ухватилась за диверсию. А не воровство ли тут главная причина? Не пытаются ли таким образом замести следы и прикрыть недостачи? Ведь у них там не в первый раз горят военные склады.
— Я связывался со своими украинскими источниками. Кроме того, хорошо помню такой же грандиозный пожар на огромном складе в Лозовой под Харьковом. Украинские следственные органы изначально, как только начались взрывы, зубами вцепились за версию диверсии и поджога. Некоторые украинские источники говорят, что склады охранялись из рук вон плохо; эти склады, занимающие огромную территорию, охраняли бабушки с берданками. Там часто доходило до смешного: на складах, где 138 тысяч снарядов и бомб, люди иногда жарили картошку на сале. Уже несколько раз были случаи, когда сами же украинцы прибывали в ужасе от того, как безалаберно это все охраняется. Версию безалаберности, конечно, нельзя исключать.
— Но есть и другие мнения?
— Да, некоторые товарищи настаивают на том, что случилось короткое замыкание. И наконец, версия, которая тоже имеет место быть: сознательное уничтожение боеприпасов. Цель — замести следы тем, кто там долгое время приторговывал. Им понадобилось скрыть улики. Ходили слухи, что иногда там из боеприпасов выковыривали заряд, сдавали на металлолом, чтобы заработать лишние гривны. Такой вариант нельзя исключать!
Но возникает еще один вопрос: как сильно этот пожар может подорвать боеготовность вооруженных сил Украины? Хочу напомнить, что когда три округа (Прикарпатский, Киевский и Одесский) достались Украине, то они обладали огромным запасом стратегических арсеналов и складов. Они-то, собственно, и достались Украине. Часть этих боеприпасов была израсходована в ходе антитеррористической операции, поскольку на протяжении длительного времени артиллерия безбожно молотит по позициям ополченцев Донецкой и Луганской областей. Те гигантские запасы (очень большое количество, около 70 процентов боеприпасов), которые уже давным-давно подлежали утилизации, украинцы по-прежнему используют. Вы видели наверняка и фотоснимки; знаете немало фактов, когда эти устаревшие боеприпасы украинцы притаскивали на поле боя. И пушки, и танки иногда взрывались до подъезда на позицию.
— Есть еще версии? Партизанское подполье?
— Наконец, самое важное. На харьковщине, на этой земле, очень серьезно развито так называемое партизанское подпольное движение. Мы знаем, что именно на это указывали следственные органы Украины, когда горели гигантские склады под Лозовой. Мы знаем о действиях этих партизан, однажды напавших на колонну, которая везла по трассе боеприпасы из района Харькова Изюм — Славянск. Эта колонна была подорвана. Украинские следователи сделали вывод, что это было противодействие харьковских партизан. Кто наблюдает за борьбой на Украине, тот должен знать: именно на Харьковской земле очень серьезно развито партизанское подполье. Это подполье противостоит и вооруженным силам Украины и местным политическим властям. Я не исключаю, что хлопцы в лучших традициях украинских партизан могли действительно поджечь эти склады.
— Насколько опасная ситуация складывается для населения, которое проживает в округе? Какая у вас есть информация по эвакуированным и пострадавшим?
— Цифра, которую я услышал несколько часов назад, связываясь с харьковскими источниками, — сначала семь тысяч, но потом ее удвоили. Два часа назад пришла информация о 15-16 тысяч эвакуированных. Это, говорят, еще не все. Некоторые украинские военные сообщают, что, возможно, число эвакуированных достигнет 40-42 тысяч. Есть одна интересная деталь, которая указывает на характер боеприпасов. Вы, наверное, обратили внимание, что зона безопасности, которая установлена вокруг этих складов, — 7—8 километров. Конечно, вам скажет каждый специалист, что на таком расстоянии могут быть снаряды только небольшой мощности: мины для минометов, гранатометы и так далее. Но самое опасное таится не в этом. Сейчас, судя по развитию ситуации, снаряды разлетаются за пределы 7-километровой зоны.
— О чем это говорит?
— Это может говорить и том, что там хранились и боеприпасы для реактивных систем залпового огня. В этом случае — дело совсем драматичное, потому что каждый лейтенант знает, что такие снаряды не на семь километров разлетаются. Речь может идти о 20-23 километрах. Это, конечно, если они разлетаются не с самих установок реактивных систем. Украинским пожарным и спасателям придется серьезно расширять зону. Я не исключаю, что эти снаряды долетят до других населенных пунктов. Но, слава богу, пока информации о погибших при взрывах складов и разлетающихся боеприпасов нет.
Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.