Сегодня, 25 декабря, рано утром в акватории Черного моря потерпел крушение самолет Министерства обороны России Ту-154, на борту которого находились 84 пассажира и восемь членов экипажа. Обломки самолета были найдены в 1,5 км от побережья в районе Сочи на глубине 50-70 метров.
Трагедия произошла примерно на 7-8 минуте полета, когда самолет едва ли успел подняться на высоту выше 8 тысяч метров. Все задаются вопросом: что могло произойти на борту лайнера настолько внезапное, что экипаж не связался с землей, а журналисты, имевшие при себе средства связи, не успели сообщить о каких-либо происшествиях - о шуме, задымлении или вибрации?
Сейчас начинается процедура опознания найденных тел погибших, к работе подключаются судмедэксперты. Дадут ли они ответы на некоторые вопросы? Об этом Pravda.Ru спросила доцента кафедры судебной медицины Российского национального исследовательского медицинского университета им.Н.И. Пирогова, Минздрава России, кандидата медицинских наук, доцента Эдуарда Туманова и судмедэксперта, заведующего кафедрой судебной медицины Первого московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова, доктора медицинских наук, профессора Юрия Пиголкина.
- Сможет ли судмедэкспертиза мгновенно прояснить ситуацию состояние тел?
Эдуард Туманов:
- Специалистами будет проводиться комплексная авиационно-техническая и судебно-медицинская экспертиза, то есть будут исследоваться обломки самолёта и останки людей. К каким-то выводам можно будет прийти только на основании сопоставления и анализа данных всех проведенных исследований.
Пока же говорить что-то определенное преждевременно. Если крушение - результат теракта, то это подтвердят только совместные выводы всех специалистов. Если же разрушение самолета было вызвано какими-то другими причинами, то это специалисты также определят по специфическим повреждениям.
- Можно ли будет понять, погибли они от удара о воду, от разгерметизации?
Э.Т.- Да, это установить возможно. В данном случае высота не была значительной, чтобы люди погибли от взрывной компрессии. У членов экипажа и пассажиров повреждения будут преимущественно механического характера.
Понять механику разрушений, определить наличие или отсутствие следов взрывчатых веществ на теле пострадавших - это задача комплексной авиационно-технической и судебно-медицинской экспертизы.
- При обследовании тел членов экипажа, можно ли будет получить такую информацию: находились ли члены экипажа в должном состоянии здоровья, которое позволяло бы им управлять самолетом?
Э.Т. - Да, если будут обнаружены тела и их состояние позволит проводить исследования, то это даст возможность сделать определенные выводы. То, что потерпевшие упали в воду, затруднит исследования.
- Если у одного из членов экипажа, допустим, был сердечный приступ, его же обязательно подменяет другой член экипажа, чтобы предотвратить возможную трагедию, правильно?
Э.Т. - Прежде всего, в самолете существует система дублирования, да и не должно было быть у членов экипажа заболеваний. Все пилоты обязательно проходят предполетный врачебный осмотр, а у военных летчиков эта процедура особенно строгая. Если же какое-то заболевание внезапно охватило экипаж в полете, то это будет диагностировано в ходе проведения судебно-медицинской экспертизы тел.
- Какое время должно будет пройти, чтобы эксперты смогли установить какие-то первые факты и показать окончательную картину?
Э.Т - Все зависит зависимости от объёма и сложности экспертиз. В данном случае будет проводиться большое количество идентификационных экспертиз - по частям тел надо будет определить, кому они принадлежат.
Также будут проводиться медико-криминалистические экспертизы для определения механизма образования повреждений на телах пострадавших.
Помимо этого, эксперты проведут судебно-химическую экспертизу на наличие в телах членов экипажа алкоголя, отравляющих веществ, наркотических и так далее.
То есть это все будет исследоваться в комплексе.
- Сколько времени займут все эти исследования в среднем? Месяц? И когда можно будет говорить о первых фактах, хотя бы о состоянии здоровья экипажа?
Э.Т. - Из-за большого количества погибших экспертиза может занять от одного до нескольких месяцев. Затем все данные будут переданы следствию и уже оно будет решать, что дальше делать с выводами судебно-медицинских экспертов: обнародовать ли эти данные или, пока идет следствие, не разглашать их, потому что есть такое понятие, как тайна следствия, которая далеко не всегда раскрывает данные экспертиз.
Следственная группа создана по этому делу довольно большая. Наши эксперты из Российского центра судебно-медицинской экспертизы все высоко профессиональны, как и следователи, работающие по этому делу. Если есть что обнаружить, то они это обнаружат, я в этом не сомневаюсь.
Юрий Пиголкин:
- Даст ли судмедэкспертиза сразу ответ о причинах катастрофы? Я думаю, что нет. Это не прояснит мгновенно каких-либо других обстоятельств, кроме опознания тел.
- Можно ли будет понять, что именно вызвало массовую гибель экипажа и пассажиров авиалайнера?
Ю.П. - Высота полета в этот момент была незначительной, понятно, что все погибли в результате удара о воду, тут никаких других вариантов нет. Но сама экспертиза даст ответ на вопрос о состоянии здоровья членов экипажа.
Надо сказать, что при таких экспертизах этому вопросу уделяют внимание в самую первую очередь, наряду с исследованием состояния техники - могла ли она отказать или нет. Конечно, у кого-то из членов экипажа мог быть сердечный приступ или еще что-нибудь случилось, то есть, речь идет о человеческом факторе.
Вообще, смерть за штурвалом - одно из причин таких катастроф. И эксперты сразу смогут определить, если это произошло, если будут признаки инфаркта или коронаро-тромбоза. Однако для точного ответа, чтобы перед специалистами была полная картина произошедшего, необходимо после вскрытия провести и гистологическое исследование, а это уже займет от трех недель до месяца.
Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.