Историк спецслужб, генерал-майор в отставке Валерий Малеваный в интервью корреспонденту Pravda.Ru назвал ряд возможных причин сегодняшней трагедии в метро, одна из которых — взрыв.
— Три вагона поезда московского метрополитена сошли с рельсов в районе станции "Славянский бульвар". Как такое могло случиться? Было большое задымление, очевидцы сообщают о том, что видели вспышки, дыру в полу вагона. Произошло внезапное торможение. Был ли это теракт? Сообщают уже о десяти погибших, более 100 пострадавших. Просто от экстренного торможения при срабатывании пожарной сигнализации быть не могло?
— Судя по тому, что говорят эксперты, был скачок напряжения, но от этого не могут три вагона сойти с рельсов. Явно был какой-то взрыв. От чего он произошел - непонятно, это должны установить следователи. Возможно, была мина замедленного действия. Можно говорить о чем угодно, но, прежде всего, нужна экспертиза.
— Это люди находящиеся в вагоне оставили? Как такое могли осуществить? Какими средствами?
— Сейчас есть настолько серьезные вещи у диверсантов, что предположить можно, что угодно. Самое простое — оставили сумку с детонаторами. Но есть и магнитные мины, и замедленного действия, есть специальные ручки, набитые нитроглицерином. Существует масса способов взорвать какой-либо объект.
Человек мог оставить на предыдущей станции под сиденьем вагоне, а сам выйти. Могли просто бросить, в вагонах метро очень много бывает бутылок, банок из-под пива, колы, на которые люди никогда не обращают внимания. Такой емкости достаточно, чтобы сделать взрыв, от которого три вагона сойдут с рельсов.
— Достаточно ли внимания уделяется безопасности в столичной подземке?
— Судя по тому, что в три раза увеличили количество полиции в метро, безопасности уделяют большое внимание. Но, этого не хватает, нужны специалисты. Это не просто ребята, курсанты, ходят-бродят по метро, они же выхватывают глазами только, например, лица кавказской национальности. А это не правильно.
Нужно психологически подходить не только к лицам Кавказа, потому что терроризм имеет уже и славянское лицо. Здесь должны быть специалисты с собаками, нужно проходить вагоны с собаками. На платформах обязательно должны быть патрули, и у собаки нюх на взрывчатку, например. Правда, в мире существуют такие взрывчатые вещества, которые могут и не определяться собакой, но это уже следующий вопрос.
— Какими еще спецсредствами можно воспользоваться, чтобы выявить пронос опасных веществ?
— Очень сложно поставить рамку на метро, потому что людей столько, что нужен только психологический надзор. Прежде всего, должна быть оперативная обстановка, сгруппирована на каких-то отдельных лицах. И если это специалисты, как это раньше было — 9 управление КГБ СССР, где-то были спецы внешнего наблюдения, так называемые топтуны.
Их учили, как уходить от напряжения, как выявлять агентов, как видеть в толпе врага. Все то же самое должно преподаваться в полицейской школе. А в полицию метрополитена сейчас набирают всех подряд, из деревень. Они просто ходят по платформе и смотрят документы у лиц кавказской национальности, которые имеют броскую внешность и может быть тысячу рублей в кармане. Нужен серьезный подход.
Эта террористическая деятельность на сегодняшний момент может быть связана с Украиной. Это очень серьезный фактор, нанесения ударов по городам России. Вместе с беженцами, которые поступают сегодня на территорию России с Украины, могут быть и террористы. Уже одну выявили. Это не просто летчица-наводчица, она явный агент СБУ, а СБУ, это фактически агент ЦРУ. Этим сказано все.
Читайте также:
Трагедия в метро: авария или теракт?
Сергей Груздь: Аварию в метро могут списать на человеческий фактор
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.