Когда девушка сворачивала походную палатку, Генрих Михайлович навел объектив на резкость. Но спустить затвор не успел: она встала и подошла к нему. Уже касаясь ее плечом, он по инерции нажал кнопку — затвор щелкнул. Когда пленку проявили, в кадре была девушка, согнувшаяся над палаткой, именно в той позе, в какой она присела за несколько секунд до съемки.
Петр Великий — снова первый
Это могло означать одно: Генрих Михайлович Силанов сфотографировал не саму девушку, а информационный след, оставленный ею в пространстве. Звучит антинаучно — опытнейший геолог, специалист по геофизическим приборам, вполне отдает себе в этом отчет. И никому бы не поверил, услышав, что фотоаппарат зафиксировал ситуацию момента, истекшего до съемки. Не поверил бы — если б десятки раз своими руками не делал такие фотографии.
А впервые подобный снимок случайно получился в Эрмитаже у Леонида Семеновича Прицкера. Он фотографировал выставленный в одном из залов трон русских царей, а при проявке пленки... всплыло лицо Петра I, в самом деле когда-то восседавшего на этом троне.
В принципе на данный казус могли не обратить внимания, счесть его механическим наложением двух кадров или даже намеренным фотомонтажом. Но слишком велик был авторитет Л.Прицкера — известного алма-атинского ученого, доктора физматнаук, безупречная научная добросовестность которого не позволяла предположить трюкачество.
Так что воронежский исследователь Силанов вполне осознанно экспериментировал с фотографированием прошлого. И после многих неудач у него стало получаться. Вот Генрих Михайлович показывает мне снятый на траве термос, изображение которого перекрывается слегка размытым контуром фляги, в каких долгие годы перевозили надоенное молоко. Вероятно, фляга, более старая, чем термос, когда-то стояла на этом месте. Ее изображение невидимо глазом, но каким-то образом присутствует в данной точке пространства и попало на негатив. На другом снимке мощное старое дерево, обломленное бурей, склонилось над излучиной реки. Но над местом облома бледной тенью возвышается верхняя часть ствола.
Как изготовить фотомашину времени
Здесь самое время сказать, что же за техника позволяет фотографировать прошлое. Разумеется, она не совсем обычна. Линзы массовых объективов покрывают для просветления тонкой пленкой фтористого магния, который задерживает ультрафиолетовую часть спектра. Но именно на этих частотах, по предположению Силанова, пленка фиксирует “память поля”. Этот термин Генрих Михайлович применяет за неимением более точного. О каком поле идет речь — он сам точно не знает. Лишь предполагает, что образы прошедшего всплывают благодаря особым возбужденным состояниям электромагнитного, гравитационного, СВЧ или иных полей, когда определенные частоты оказываются в резонансе с возбуждающей частотой. Пространство, считает ученый, — это большая голограмма, которая хранит информацию обо всем, что когда-либо его пересекало или в нем размещалось. При определенных условиях любая точка пространства способна “включить” память, которая материализуется в квантах света, воскрешающих образ минувшего.
Гипотеза казалась бы слишком фантастичной, если б не подтверждалась множеством фотографий. Все они выполнены Силановым в ультрафиолетовом диапазоне с помощью специальных объектива, фильтра и пленки. Заведующий спектрографической лабораторией объединения “Воронежгеология”, он много лет изготовляет особое фотографическое оборудование. Этот опыт и пригодился в его новом увлечении.
Обычная оптика ультрафиолет сквозь себя не пропускает. Для объектива, способного “просвечивать” время, Силанов выискивает песчинки природного кварца, пропускающего УФ-лучи, подвергая их анализу на спектрометре. Затем расплавляет эти песчинки в тигле, имеющем нужную для линзы кривизну, после чего долго вручную полирует полученную линзу, применяя метод, описанный еще Исааком Ньютоном.
Пленку Генрих Михайлович использует тоже необычную: она лишена желатинового слоя, не пропускающего ультрафиолет. Наконец, желая подобрать подходящий светофильтр, исследователь долго делал парные фотографии на стереокамере “Спутник”: снимал одновременно двумя объективами, один из которых был прикрыт светофильтром К-12, расширяющим диапазон проникающих лучей в сторону коротких волн. Долгое время выходили обычные фотографии, но с определенного момента кадры стали непарными...
Чехи и монголы — соседи динозавров
Так получилось, что большинство фотографий сделаны в летние месяцы, в ежегодных экспедициях в Хоперскую аномальную зону. Генрих Михайлович — бессменный руководитель общественной научно-исследовательской экспедиции “Хопер” — каждое лето возглавляет коллектив исследователей-энтузиастов. О частых появлениях НЛО над руслом Хопра много писали. Но память прошлого — не менее интересный и загадочный феномен, чем светящиеся объекты в небе.
Ну, например, вот этот снимок кустарника, из которого “прорастают” профили солдатских лиц в касках. Когда позднее стали анализировать атрибуты фотографии — оказалось, что такие каски были у бойцов чехословацкого полка под командованием Людвига Свободы, который формировался как раз в этой местности. Что же выходит? Кварцевый объектив запечатлел солдат, вероятно, действительно бывавших на берегах Хопра в 1943 году.
А на другомхоперском пейзаже вырисовывается лицо человека в старинной одежде — предположительно скифа, древнего жителя здешних мест. Солдаты в остроконечных шлемах сразу вызывают в памяти золотоордынских воинов. Рядом с ними видны канаты, переброшенные через реку, — наверно, такой была переправа через Хопер. А еще на одном снимке этой же южнорусской природной зоны смутно различим динозавр, вероятно, когда-то топтавший трехпалыми лапами изумрудные мхи Черноземья.
Вот попробуй разберись, нажимая спусковую кнопку затвора, в какую эпоху закинут тебя прихотливые поля аномальной зоны... Сам Генрих Михайлович пока не знает, как управлять своей машиной времени, — нет еще у него в руках “переключателя времен”. Пробовали снимать одновременно пятью аппаратами одно и то же место. Вместо пяти идентичных кадров получались различные наслоения — от освещенной тем же солнцем предыдущей минуты до дремучих сумерек минувших геологических эпох.
И в моем дому повелось такое
Силанов полагает: скоро возможности транстемпоральной съемки расширятся за счет привлечения инфракрасной части спектра — соответствующее оборудование он уже начал изготовлять. Но и обычная фотографическая техника нового поколения — цифровая — может, считает он, дарить чудеса парадоксальной съемки.
Для этого должны выполняться два условия. “Память прошлого” вероятнее всплывет при работе телеобъективом, который “прессует” пространство, собирая воедино размазанные в нем образы. И скорее можно ожидать появления “нездешних” образов, если снимать на рассвете или перед закатом солнца, когда доля ультрафиолетовых лучей в спектре особенно велика.
Более того, беседуя со многими профессиональными фотографами, которые, кстати, проводили экспертизу необычных фотографий Силанова, удостоверяя отсутствие монтажа и технического брака, он узнал, что многие из них тоже не раз получали на негативах нечто странное. Лично я готов засвидетельствовать: так оно и есть. Гостя в шиваитском ашраме в деревне Окунево Омской области (еще одна, что характерно, аномальная зона), я листал альбомы с фотографиями и видел сотни снимков, на которых поверх видимого изображения накладывалось еще одно, прозрачное, как правило, сакрального содержания. Шиваиты божились: никаких намеренных фокусов при проявлении и печати они не подстраивали.
Недавно мой сын вернулся из Стокгольма, где много снимал цифровой камерой. Городской пейзаж запечатлел водное зеркало одного из многочисленных проливов, в центре хорошо заметен оранжевый буй. Зачем-то Даниил сделал два снимка подряд с одного и того же места. Но на втором — вот ведь чертовщина! — этого буйка не видно. Может, через мгновение он погрузился в воду? Но это же не море с его волнами, и проходящих моторных лодок рядом нет.
Да что ссылаться на других! Прошлой весной лично мною сделаны в Египте несколько фотографий внутри больших пирамид и рядом с ними, на которых присутствуют прозрачные сферы — своего рода большие мыльные пузыри. Их происхождение совершенно непонятно. По мнению профессионального фотографа, которому я показывал снимки и негативы, вряд ли это технический брак...
Фотоохота на призраков
Самые поразительные — лично для меня — из странных фотографий Силанова те, на которых появляются лица незнакомцев. У этого явления есть своя история. Вскоре после изобретения фотографии американец Уильям Маммлер, снимая со штатива автопортрет на стеклянную фотопластинку, обнаружил рядом с собственным изображением... полупрозрачное лицо кузины Сары, умершей в том же доме двенадцать лет назад. Девушка в белой одежде стояла с отрешенным лицом, щекой прижимаясь к Уильяму и опираясь прозрачной правой рукой на его плечо. Обуянный мистическим страхом, Маммлер обратился в полицию, где провели экспертизу и установили подлинность фотографии.
Никто наверняка не вспомнил бы спустя почти столетие после смерти незнаменитого греческого писателя Димитрокопуло, если бы он не издавал новые, ранее неизвестные романы Виктора Гюго. Причем на французском, которым — для более лихой закрутки сюжета — греку владеть не довелось. Тогда откуда тексты? От самого Гюго, уверял Димитрокопуло. Лично он их не сочинял, а лишь записывал, пребывая в состоянии транса. Плутоватого грека долго пытались разоблачить, в особенности его незнание французского. Но сначала в замешательство впали “гюговеды”: приемы построения сюжета, литературный стиль, даже языковые нюансы — все подлинное. Окончательно скептики умолкли, когда во время одного из медиумических сеансов пребывающего в трансе грека сфотографировали. На отпечатке рядом с пишущим Димитрокопуло отчетливо просматривалась полупрозрачная фигура Виктора Гюго.
Умершие не так уж редко “влезают” в кадр, словно стремясь таким образом не просто напомнить о себе, но уверить живущих родственников: мы не исчезли, мы существуем параллельно с вами, следим за вами, любим и оберегаем вас. Генрих Силанов, ученый-практик, сам по натуре скептик и маловер, прекрасно осознает уязвимость своих сведений. Никто не обязан верить на слово. Особенно в таком гибком виде искусства, как фотография, где возможны любые рукотворные иллюзии. Официальная наука с присущей ей фанаберией принципиально не желает замечать парадоксов Силанова. А он не хочет скрестись у ее высокого порога с тем лишь только, чтобы доказывать, что не верблюд.
Когда явлениеигнорируется генералами от науки, любые попытки доказать им что-либо будут отвергаться всеми способами. Это памятно по истории генетики в нашей стране или более близким примерам, связанным с парапсихологией. Поэтому незачем ломиться в закрытую дверь, считает Генрих Михайлович. Нужно лишь единичные факты проверять массовостью. Фотоаппараты сейчас есть у всех. Если снимков с образами, забредшими к нам из прошлого, окажется не 80, как в коллекции Силанова, а на порядок больше, — физикам станет некуда деваться и просто придется изучать память поля.
Савелий Кашницкий
"МК"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.