Наверняка многие смотрели известный фильм Стивена Соммерса "Мумия" о приключениях охотников за сокровищами в пустыне Сахара в 1925 году. Наткнувшись на древнюю гробницу, авантюристы невольно выпустили на свободу силы зла, которые на протяжении трех тысяч лет таились в теле казненного египетского жреца. Приговоренный к вечному существованию как "живой мертвец", он пережил свое второе рождение и начал мстить.
Разумеется, все, происходящее в фильме, является вымыслом. Если говорить о древнеегипетских мумиях, то, скорее всего, это относится к разряду невозможного. Дело в том, что для сохранения тела покойного от разложения из него удаляли мозг и внутренности (кроме сердца). Затем труп выдерживали в соляном растворе. По истечению ритуального срока в 70 дней труп вынимали и, в зависимости от имеющихся средств на мумификацию, заливали душистыми смолами и запеленывали полотняной тканью или заполняли полости груди, живота и черепа опилками. Внутренности также обрабатывались благовониями и консервирующими веществами и опускались в саркофаг.
Понятно, что оживить мумию, заполненную опилками, весьма непросто. В качестве кандидата на оживление она может выступать лишь в случае клонирования. Но если говорить о нетрадиционной мумификации, то шансы для оживления резко возрастают. И тогда мумификацию можно считать способом бесконечного продления жизни. И подтверждения тому есть.
Например, каменщик Самуэль Гудвин с помощниками, распилив полутораметровый каменный монолит в карьере Кэттлбрук (Бирмингем), обнаружил в его середине полость размером в два кулака. Извлеченная оттуда жаба прожила на свежем воздухе около получаса. В угольных складах Лилишэл (Паддингтон), по сообщению Дж. Скотта, нашли живую лягушку после того, как раскололи большой кусок угля. В замке Чиллиом затворница объявилась из мраморной каминной плиты.
Некоторые ученые тут же принялись проверять подобные предположения экспериментально. Француз Сегин замуровал 20 жаб в глыбах штукатурки и через 12 лет нашел четверых из них живыми. Американец Фрэнк в 1825 году посадил 12 жаб в глыбы известняка и песчаника, а те загерметизировал листовым стеклом, шифером и закопал на метр под землю. Через год выяснилось, что жабы в песчанике умерли, а в известняке даже прибавили в весе...
Конечно, жаб нельзя приравнивать к людям и делать вывод о возможности их мумификации с последующим оживлением. Но вот что писал в журнале "Спутник" в 1989 году доктор биологических наук Н.Лисевич, рассказывая об одной из достопримечательностей храма Дау секты Дзен во Вьетнаме.
"... Передо мной в желтом монашеском одеянии, чуть наклонившись вперед, в позе лотоса, сидит настоятель Ву Кхак Минь — человек, родившийся триста с лишним лет тому назад! Утверждали, что во времена предпоследней вьетнамской королевской династии Ле он достиг вершин придворной карьеры — и тем не менее удалился в этот монастырь.
К концу же дней своих, уединившись в крохотной кирпичной часовне на краю монастыря, Минь погрузился в пост и молитву, разрешив ученикам прийти к нему только тогда, когда перестанет звучать молитвенный барабан...
Со времен Пифагора известно, что человек может воздерживаться от пищи без ущерба для себя не более сорока дней — настоятель постился в течение ста. Когда силы окончательно оставили его, он обратился к столпившимся вокруг него монахам: "Пришло время покинуть мне этот мир. Когда мой дух отлетит от тела, повремените месяц. Если почувствуете запах тления — похороните меня, как положено по обряду, Если же тления не будет, оставьте меня здесь, чтобы я вечно возносил молитвы Будде!"
...После смерти настоятеля прошли столетия. В России успела воцариться и уйти в историю династия Романовых. Во Вьетнаме престолом овладела новая династия Нгуенов, потом пришли французы, за ними — японцы, началась антиколониальная война... А Настоятель все сидел в своей нише, неподвластный ходу времени". Конечно, он пока не ожил, но состояние его тела не отрицает подобную возможность.
Описан также обычай прижизненной мумификации в одной из буддийских школ Японии.
В IX веке монах Кукай основал эзотерическую школу Сингон, которая должна обладать тайными знаниями, доступными только узкому кругу посвященных. Среди многочисленных идей основателя школы была идея "Сокусин Дзёбуцу" - "стать Буддой в собственном теле". Претворение идеи в реальность, переход в нирвану с сохранением тела нетленным, требовало сложной подготовки.
Вставший на этот путь подвижник-фанатик после сложной психологической подготовки, молений, медитаций приступал к финальному этапу своей жизни, который длился не менее тысячи дней. Условиями этого этапа были неподвижность, отрешенность, созерцание, особый режим дыхания. Диета представляет собой все уменьшающиеся порции еды, исключающие все питательные компоненты, такие, как крахмалистые вещества.
Организм подвижника переходил на эндогенное питание — потребление собственных тканей, после чего к концу фазы от человека оставались лишь кожа да кости. Поэтому, когда человек умирал, гнить, по сути, было нечему. Труп помещался в исключительно сухие условия, чтобы ускорить высыхание оставшихся мягких тканей, причем никакой дополнительной обработке тело не подвергалось.
Далеко не всем удавалось превратиться прижизненно в нетленную мумию. Многие умирали задолго до назначенного срока, тело начинало разлагаться и его приходилось кремировать. По преданию, сам Кукай прошел до конца весь этот процесс и исчез чудесным образом. То есть мумии его не оказалось.
Практика прижизненного мумифицирования получила широкое распространение у адептов мистического учения "сюгэндо" - "горного отшельничества". Мумии выставлялись в храмах, им поклонялись как воплощениям будд. Наибольшее распространение практика самомумификации получила в провинции Дэва (современная префектура Ямагата). Несколько мумий таких аскетов до сих пор являются объектом поклонения в храмовом комплексе Дайнитибо на горе Юдоно. Светские власти средневековья с подозрением относились к деятельности секты сюгендо и запрещали самомумификацию, как извращение буддизма. Но все было напрасно.
Из наиболее известных личностей пытался самомумифицироваться монах Энку (XVII век) прекрасный скульптор, вырезавший из дерева более 5000 статуй будд. Почувствовав свою смерть, он попросил закопать его заживо в землю. Пребывая заживо погребенным, он дышал через трубочку, молился, и время от времени звонил в колокольчик. Но так как он похоронен на кладбище в Мирокудзи, о чем свидетельствует сохранившееся до нашего времени надгробие, можно сделать вывод, что попытка Энку самомумифицироваться потерпела неудачу.
Порой обожествлялись замумифицировавшиеся в результате тех или иных болезней. Так, в Южном Китае в XVIII веке одна крестьянская девушка страдала изнурительной болезнью и умерла от истощения. Труп ее самомумифицировался и стал объектом поклонения; сама девушка была причислена к пантеону китайского буддизма — в ее честь был построен храм.
Власти средневековой Японии, преследовавшие самомумификацию, были правы, считая, что этот акт противоречит идеям буддизма. Буддизму чужд культ реликвий, требует уничтожения телесных останков, как жертвы живым существам окружающей природы, отказа человека от воскрешения не только своей плоти, но и души. Недаром слово "нирвана" в дословном переводе с санскрита означает "угасание".
Исследование, которому подверглась одна из "прижизненных мумий" во Вьетнаме, показали, что тело не было мумифицировано, как это было принято, например, в Египте. Мозг, внутренности были нетронутыми. Подобная самоконсервация на такое длительное время тем более удивительна, поскольку во Вьетнаме влажность почти все время сохраняется на уровне 100%, месяцами льют муссонные дожди. Статуя открыта всем ветрам, но нет ни малейшего признака плесени, более того, останки не только не увлажнялись, а продолжали усыхать даже в этих невероятных условиях!
Поскольку наука не может объяснить данный феномен, она не может и воспроизвести его. Пока что ученые идут по пути воссоздания технологии египетской мумификации. Так в 1994 году Рональд Вейд из Медицинского центра Мэрилендского университета и Боб Брайер из университета Лонг-Айленда успешно провели эксперимент по мумификации. Это была первая мумия за 2800 лет, которая была забальзамирована с применением техники и препаратов Древнего Египта.
Как известно, египтяне при мумификации своих покойников использовали египетский лен, соду, ладан и мирру, кедровое масло, пальмовое вино и природную смолу. Путем проб и ошибок Вейд и Брайер нашли правильное применение всем этим компонентам.
Удалив жидкости и внутренние органы из тела, они покрыли все тело содой, которую египтяне использовали для обезвоживания организма. Для дезинфекции было использовано пальмовое вино. Затем труп был оставлен в закрытой комнате на 35 дней. Когда через 35 дней ученые обследовали мумию, она весила уже на 80 фунтов меньше из-за потери влаги под воздействием соды. Эксперимент проводился на теле человека, который скончался от сердечного приступа в возрасте 70 лет. Он добровольно пожертвовал свое тело для научных опытов.
Для Вейда этот эксперимент стал кульминацией всей его научной деятельности. "У меня особый интерес к этому" - говорит ученый. — "Еще в 9-ом классе я пытался мумифицировать соседскую кошку, но ее хозяйка была против, поэтому мне пришлось использовать крысу".
"Честно говоря, я не думаю, что мумификация может иметь какое-либо практическое применение в современной похоронной практике", — говорит Майк Рак директор похоронной службы Балтимора. Несмотря на это, его коллега Джон Макдонах, директор похоронной службы из Лауела, Массачусетс, сказал, что не исключает возможности, что в один прекрасный день, кто-нибудь захочет, чтобы его мумифицировали.
Прежде мумия выставлялась в Музее человека в Сан-Диего с 1998 по 1999 года. Теперь она хранится в Медицинской школе Мэрилендского университета.
Как пишет аналитическая газета "Эксперт-центр", по пятам Вейда и Брайера идет американская фирма "Summun" из Солт Лейк Сити, которая предложила всем желающим мумификацию их бренной плоти после смерти. Услуга стоит всего $60 000. В стоимость входит и цена саркофага из бронзы. По желанию заказчиков, саркофаг может быть изготовлен из более дорогих металлов и может иметь самую причудливую конфигурацию.
По мнению руководства этой необычной кампании, сохранение в вечности зримого образа людей поможет их потомкам сохранять духовную связь, поддерживать преемственность разных поколений, пусть и отделенных друг от друга веками. Ноу-хау фараонов, вызвало огромный интерес и пользуется спросом среди обеспеченных американцев, а со временем эта услуга станет доступной и среднему жителю США.
У фирмы "Summun" уже нашлись влиятельные и знаменитые клиенты. Собственник лондонских магазинов "Harrods", египетский миллионер Мохаммед аль Файед намерен обеспечить себе бессмертие путем мумификации своих останков. Он уже сделал заказ кампании из Солт Лейк Сити. Экстравагантный миллиардер пожелал хранить свою мумию в стеклянном саркофаге на своей вилле под Парижем.
Сергей Климов, "НГН"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.