Гладиаторы и гладиаторши: Бой ради смерти

"Хлеба и зрелищ" таков был лозунг древнеримского народа. Зрелища при этом были весьма своеобразными, кровавыми. Взять хотя бы те же самые гладиаторские бои, в которых бились не на жизнь, а на смерть. Причем в боях участвовали не только мужчины, но и женщины. Этому есть вполне надежные исторические доказательства.

"Люди меча"

Мы знаем, что гладиаторы, "люди меча" (так их называли в Риме), сражались в Риме на потеху публики. И гладиаторами часто становились военнопленные. На арену иногда попадали преступники, а также добровольцы-бедняки, надеявшиеся заработать в этом кровавом спорте много денег.

Как же невольников заставляли драться на арене? Будущим гладиаторам говорили: "Либо ты убьешь противника, либо мы убьем тебя", — и тогда они были готовы сражаться из чистого инстинкта самосохранения. Хотя случалось и так, что они изыскивали способы собственноручно покончить с собой или "сражались без злости" и попросту давали себя убить. Этим, видимо, их жизнь была совсем противна.

Но были и такие, кто преуспевал в этом жестоком деле, накапливал деньги, выкупался на свободу и даже становился тренером гладиаторов, а то и владельцем гладиаторской школы! И все-таки их жизнь была весьма незавидной (хотя для кого-то и совсем наоборот!), поскольку, подписав контракт, они должны были беспрекословно подчиняться суровой дисциплине своей новой профессии.

Ну, а потерю свободы, пусть нередко и временную, они должны были подтвердить клятвой, что теперь их можно "жечь, вязать, сечь и казнить мечом". Впрочем, они имели полное право в любое время расторгнуть этот контракт, если только… они могли заплатить выкуп, ведь их содержание и обучение требовало денег и немалых.

Рабов, обучавшихся в гладиаторских школах, содержали в крохотных каменных камерах, выпуская их оттуда только для тренировок. Для того, чтобы во время тренировок с использованием настоящего оружия не случилось никаких неприятностей и чтобы рабы не попытались сбежать, двор для упражнений окружала стража, вооруженная луками со стрелами.

Сначала бойцы упражнялись с деревянными мечами и копьями, затем переходили на затупленное оружие, а затем на более тяжелое оружие, чтобы впоследствии им было легче управляться с обычными мечами и копьями на арене.

В ночь перед состязанием содержатель школы обычно устраивал пир для бойцов. В древние времена содержатель или тренер, как правило, был и владельцем гладиаторов, но впоследствии правительство запретило такую практику на том основании, что слишком опасно, когда в подчинении у одного человека находится до 5000 обученных вооруженных людей.

Арены кровавый песок…

Представление начиналось рано утром, но поначалу исполнялись чисто цирковые номера, в основном, с участием дрессированных животных. Затем следовали бои со зверями. Вооруженные гладиаторы старались убить зверей, не дав им убить или искалечить себя. Однако толпа с нетерпением ожидала, когда же начнутся настоящие гладиаторские бои и можно будет делать ставки на тех или иных бойцов и одобрительно вопить при виде того, как гладиаторы гибнут один за другим.

После показательных выступлений трубы возвещали о выходе гладиаторов на арену. Те приветствовали императора в его персональной ложе криками: "Ave imperator! Morituri te salutant!" ("Да здравствует император! Идущие на смерть приветствуют Тебя!").

Порядок сражений определялся жребием. Противники могли иметь одинаковое вооружение, но порой толпе хотелось увидеть неравный поединок. Например, ретиарий был вооружен шлемом, кинжалом и трезубцем, а также большой сетью. Против него могли выставить секутора с мечом, щитом, гладким шлемом без выступающих деталей, чтобы затруднить броски сетью, но ограничивающим обзор, металлическими наголенниками и доспехом для той руки, в которой он держал меч.

"Фракийцы" и "самниты" изображали древних врагов Рима, с которыми ему прошлось долго воевать. Поэтому поединки гладиаторов в этом снаряжении у римлян долгое время были особенно популярны.

Бойцы кружили друг вокруг друга, выжидая, когда соперник сделает ошибку. Ретиарий старался опутать секутора сетью. Если он делал неудачный бросок, то мог подтащить к себе сеть за веревку, которую держал в руке. В то же время ему приходилось отражать удары меча трезубцем, при этом пытаясь поразить противника кинжалом. Проводились также бои гладиаторов-всадников и гладиаторов на колесницах, в том числе и с применением лассо.

Победитель получал золотую или серебряную награду, венок или просто деньги. Если проигравший был еще жив, но слишком изранен или изнурен для того, чтобы продолжать бой, он мог воззвать к императору, который обычно позволял толпе решать, достоин ли он пощады или нет.

Хороший боец мог рассчитывать на медицинскую помощь, но гладиатора, не понравившегося толпе, обычно убивали на месте и оттаскивали его труп с арены. Пятна крови засыпали свежим песком, и начинался следующий поединок.

Лозунг черни, лозунг дня: "Хлеба и зрелищ!"

Подобные развлечения все чаще затягивались на несколько дней, чтобы все желающие могли полюбоваться на кровопролитие. В какой-то момент чуть ли не половина всех дней в году превратилась в "праздник" для толп безработных бедняков. Для того чтобы ублажить их и удержать от бунтов, в жертву приносились десятки тысяч людей. Лозунг "Хлеба и зрелищ!" стал едва ли не девизом правительства, готового предоставить простонародью бесплатное угощение и развлечение, лишь бы на улицах было спокойно.

Однако распространение христианства со временем лишило такие развлечения популярности, и в правление Гонория гладиаторские бои были запрещены. Впрочем, ловля и истребление диких животных продолжались. Вполне возможно, что именно от этих забав ведут свое начала бои быков, и поныне популярные в юго-западной Европе.

Гладиаторы-женщины

Интересно, что гладиаторами были не только мужчины, но и женщины, причем последние куда чаще шли на это по своему собственному желанию в поисках сильных ощущений, а никак не из-за бедности, как многие мужчины! Своей ловкостью и отвагой они нередко превосходили многих мужчин. До нас дошли и барельефы с изображением "амазонок", их описания, сделанные современниками, в том числе и в поэтической форме, и даже римские законы, которыми сами римляне стремились ограничить подобные женские "чудачества".

Существуют также свидетельства, что одна такая "дама" сражалась, стоя на колеснице. Обычно женщины сражались против женщин, но бывали и такие игры, в которых женщины бились с мужчинами.

Судя по дошедшим изображениям и описаниям, снаряжение женщин-гладиаторов не отличалось от того, что носили гладиаторы-секуторы, то есть было достаточно тяжелым! Так, гладиаторши на барельефе из Галикарнаса имеют наруч из пластинок на правой руке от запястья до плеча, наголенник на левой ноге, широкий кожаный пояс и прямоугольный щит. Шлемов на головах у них нет и обе дерутся с обнаженной грудью.

Однако, судя по сохранившимся текстам, шлемы, причем тяжелые, без скидок на пол, гладиаторши также носили, что как раз и соответствует вооружению секуторов либо гапломахов.

Нельзя сказать, чтобы своей популярностью женщины-гладиаторы превзошли мужчин, отнюдь нет. Более того, многие римляне при всей их развращенности были настолько шокированы тем, что дочери преторов и даже консулов выходят на арену, что активно протестовали против таких зрелищ, которые они считали непристойными.

Но простолюдины, а таких в Риме, как и везде, всегда было большинство, напротив, находили выступления полуобнаженных женщин очень привлекательными. Любил их и император Домициан (81 — 96 гг. н. э.), который считал, что нет ничего более волнующего, чем бой женщин-гладиаторов ночью, при мерцающем свете факелов.

Конец участию женщин в гладиаторских боях положил император Септимий Север. Он хотя и был грубым солдатом, но считал, что женщинам не следует заниматься столь непристойным делом. Тем более, что именно во время его правления, они получили очень широкое распространение. Но… воля императора оказалась сильнее воли толпы и дорога женщинам на арену была закрыта навсегда!

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить