Индейская символика: Тайна за семью печатями?

Мы все живем в мире символов. И все они что-то значат. Например, те же самые знаки дорожного движения, которые являются признаками цивилизации. А вот коренные жители Северной Америки — индейцы - не только стремились отобразить в символах свою жизнь в гармонии с природой, но и имели для этого соответствующую символику, возникшую из древних традиций.

Рисованная граница

У нас границу обозначают пограничные столбы, украшенные гербами сопредельных государств, а вот индейцы обозначали свои владения особыми символами на священных плитах, тем самым идентифицируя себя среди других племен: лапы медведя давали понять, что это владения клана Медведей, змея указывала на клан Змеи, ласточка — на клан Ласточек. Когда клан Койотов сражался с кланом Ласточек и побеждал, то ласточку изображали с оторванной головой.

Кстати, священное животное, именем которого назывался клан, индейцами тщательно оберегалось, так как по их поверьям от него зависела жизнь всех его членов. Само название клана связывалось с особенностями племени — силой (медведь), опасностью (змея), быстротой (ласточка), так что обман исключался. Название распространяло определенную "молву" о племени, причем встречаться с ним и не требовалось, достаточно было увидеть его символическое изображение.

Отец-орел и мать-черепаха

Символика зверей-тотемов, возникнувшая в далекие времена, продолжает использоваться, хотя и косвенно, на протяжении всей истории. Так, считалось, что ласка может увидеть такие мелочи, которые затем могут стать причиной самых серьезных событий. Поэтому-то одежду царей и было принято украшать горностаевым мехом.

А вот знаком вождя у индейцев был головной убор из перьев орла, символизирующий солнечные лучи и "окружающий голову волшебной аурой". Орел мог взлететь в небо выше всех других птиц, и потому мог быть ближе других к Великому духу. С высоты небес он может увидеть все, что происходит внизу, на земле, и ничто не укроется от его зоркого глаза. Именно поэтому изображения орла так часто встречались и встречаются у представителей правящей элиты, например, на тех же самых рыцарских гербах.

Стражи племени хопи, например, всегда изображались с колчаном со стрелами или изогнутым посохом, которым страж показывал на землю и при этом говорил: "Ты должна быть прочной!"

Силу стража подчеркивали также изображения молнии и облаков. Так, индейцы сначала создали для себя определенные образы, а затем они уже прочно закрепились в их рисунках. Например, у индейцев-могикан тотемом считалась черепаха, и именно ее татуированное изображение красовалось у всех мужчин на груди.

Рисунок вместо паспорта

У племен прерий было в обычае наносить символические рисунки не только на тело человека, но и раскрашивать его лошадь. Был, например, знак, который указывал, что этот всадник убил в бою несколько врагов, а маркировка в виде квадрата сообщала, что он вождь военного отряда.

Эмблема в форме буквы "П" свидетельствовала, что эта лошадь — трофей, а "замочная скважина" показывала место ранения. А вот отпечаток ладони на крупе лошади — что обладатель этого знака в бою убил одного или даже нескольких врагов! Такая раскраска информировала о заслугах всадника в бою и на охоте, а, кроме того, повышала его статус среди соплеменников.

О заслугах воина свидетельствовали также изображения на щитах. Причем он показывал не только те способности и таланты своего владельца, что у него были, но и те, что он намеревался приобрести. Однако щиты делали и женщины, и цель при этом была все та же: показать духовную сущность хозяйки щита. Щиты не могли лгать! Те щиты, на которых были изображены лживые символы, сжигались, а их владельцев наказывали, вплоть до того, что изгоняли из племени!

У индейцев сиу был даже "символ познания" в форме щита, с изображением четырех исцеляющих стрел, объяснявших сущность человеческих поступков. Так, они считали, что каждую ситуацию и поступок нужно рассматривать одновременно с четырех сторон: со стороны мудрости, невинности, дальновидности и интуиции. Четыре стрелы при этом соединялись в центре и тем самым показывали, что любая вещь может рассматриваться с разных сторон, но, в конечном счете, заключает в себе все четыре стрелы познания.

Такой щит подсказывал людям, как им узнать больше о себе, о своих братьях, о Земле и о Вселенной. Впрочем, рисунки на мокасинах — индейской обуви, также во всех племенах различались, и достаточно было взглянуть индейцу на ноги, чтобы понять кто он и откуда.

Качина — кукла, но не для игр

У индейцев хопи было поверье, что существуют невидимые духи качина — посредники между богом и людьми. Перевоплощаться в них могли только мужчины, поэтому они являлись олицетворением добра, достойного подражанию и устрашающего всякое зло.

Качина боялись и уважали. Представляясь в виде этих духов, они надевали маски зверей, растений, звезд, демонов, воинов, и мифологических персонажей. Их дополняли белыми одеяниями, меховой накидкой, погремушками, луком, посохом и украшениями из серебра с бирюзой. Вся эта символика (маска, одежда, украшения и т. д.) превращала обычного индейца в посланника богов. И соплеменники верили, что по их просьбам боги пошлют через них больше дождей, богатые урожаи и защиту от болезней.

А вот в племени гайдов существовала "маска превращения". Она представляла собой голову грозовой птицы. Когда ее огромный клюв был раскрыт, то в нем виднелось лицо человека. Эта птица по преданиям приносила с собой дождь, вызывала рост растений и помогала поддерживать жизнь на Земле. Когда гайды надевали эту маску, то верили, что человеческий дух может принять ее образ со всеми вытекающими из этого последствиями!

"Кувшин воды" из клана Огня

Народ хопи разбивал свои поселения там, где нет воды. Однако у них был священный кувшин, который благодаря молитвам посылал людям влагу. Магический кувшин передавался каждому клану от клана Огня. Для этого выбирали святого человека, который мог быть его хранителем. За четыре дня до начала похода он переставал употреблять соль и уделял много времени молитвам.

Затем кувшин водружали на новое место, тем самым обеспечивая себе скорую добычу воды. Таким образом, клан Огня сделался своего рода "повелителем воды", и ни одно племя хопи не могло без него обойтись. Надо ли говорить, что в его могуществе никто не сомневался?!

Картины на песке

Для нас "рисунок на песке" — это символ чего-то непрочного и недолговечного. Но вот индейцы именно на песке создавали целительные картины, которые благодаря изображенным на них символам могли исцелять.

Так, телесные повреждения, возникшие от удара молнии или из-за воды, исцелялись комплексом символов: водной стихией, священными растениями, изображением водяных животных и радуги, дух которой должен был окружать всю картину. Была у них и картина, на которой изображались четыре женские фигуры.

Две олицетворяли темную половину Земли, две — светлую. Если эти силы находятся в состоянии равновесия, то воцаряется гармония. То есть картина была способна привести заболевшего человека в состояние гармонии с силами, окружающими его. И больные индейцы верили в это так сильно, что… выздоравливали! Таким образом, они превратили обычные "картинки" в изображения, наделенные особой силой.

Но на таких символах строятся и практически все религиозные изображения, внушающие людям веру в нечто сверхъестественное. А внушение веры — это уже современные информационные технологии, включая пиар и рекламу! И если в наши дни это рекламные логотипы и государственная символика, то и у индейцев, оказывается, все было практически то же самое, вот только требования к правдивости сообщаемой информации были у них намного выше, чем у нас!

Интересно, что многие древние символы — будь то белоголовый орел, змея или кактус, — прочно закрепились в сознании современных людей и даже используются сегодня в государственной символике и рекламе.

Ну а изучение древней символики — это ключ к успешному созданию новых символов и имиджа успешных торговых и промышленных корпораций, политических партий, а может быть даже и страны в целом!

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить