Погребальная революция бронзового века

Публикация Pravda.Ru о том, что археологами обнаружен погребальный курган каменного века, заинтересовала читателей. Многие из них попросили Pravda.Ru рассказать о том, а какие вообще виды погребений существовали в дописьменную эпоху. Что ж, это действительно интересно, тем более что именно погребения древности скрывают от нас множество тайн…

Девочка из Тешик-Таш и однорукий старик из Шанидара

А было так, что в 1938 году в пещере-гроте в горах Байсунтау в Узбекистане советский археолог Алексей Павлович Окладников нашел погребение неандертальской девочки (раньше считали, что мальчика!). То есть совершил выдающееся открытие, разом доказав, что люди древнекаменного века — палеолита — уже имели определенную погребальную культуру. Рядом с ней были положены куски козьего мяса, чтобы малышка имела пищу, когда она "проснется". То есть люди уже знали, что "тот свет существует"!

В пещере Шанидар в Ираке нашли погребение однорукого человека, искалеченного в раннем детстве. И вот сородичи его не убили, не съели, а кормили его до старости и смерти, и погребли его, засыпав лекарственными травами и цветами. То есть неандертальцы при всем своем "звероватом облике" были людьми со своими верованиями, представлениями о жизни и смерти, считавшие своей обязанностью погребать своих умерших, причем погребали они их в земле!

Ямы, срубы и курганы

Шло время, каменный век сменился энеолитом (переходным от каменного века к бронзовому) — меднокаменным веком. Люди тогда впервые выплавили металл, а затем у них появился и первый металлический сплав — бронза — и наступил бронзовый век. На территории Евразии к этому времени существовало множество культур, принадлежавших разным народам. И хотя мы не знаем их самоназваний, и на каком языке они говорили, о том, как они жили, мы представление имеем, потому что… изучали их культуру по могилам.

Например, ямная культура позднего меднокаменного века — начала бронзового (ХХХVI — XXIII вв. до н. э.), распространившаяся на Восточно-Европейской равнине от Крыма до реки Камы, даже название свое получила по характеру своих могил. Ведь характерной ее особенностью стало погребение усопших в ямах под курганами. Причем их укладывали лежа на спине, согнув им ноги в коленях и посыпав сверху охрой.

На запад от "ямников" обитали люди катакомбной культуры (XXV-XX вв. до н. э.), придумавшие свой собственный погребальный обряд: погребение усопшего в подкурганной катакомбе — специально вырытой яме с боковым ходом, в скорченном положении на боку. Тело покрывали красной краской, символизировавшей… огонь, кровь, жизнь? Что точно, никто не знает, но так было.

А сверху над этим местом насыпался курган. На востоке жили племена срубной культуры, которые хоронили усопших, уложив их в деревянный сруб, поставленный в яму. Умершие в их могилах обычно лежат на левом боку, с головой, обращенной на север. Руки согнуты в локтях и находятся у них перед лицом. Распространена она была в лесостепной и степной зонах, от озера Балхаш на востоке до Румынии на западе.

Чтобы усопший на том свете не соскучился!

Закапывая человека в землю (неважно на спине или на боку) люди этих древних культур заботились и о том, чтобы на том свете усопший имел и еду и оружие, одним словом — не голодал и не скучал! Таким образом, например, в Европе возник целый ряд сменявших одна другую погребальных культур. Так, около 2800 — 1900 гг. до н. э. здесь появилась и распространилась археологическая культура позднего неолита — раннего бронзового века, получившая название "культуры колоколовидных кубков", так как именно такие кубки находят рядом с умершим.

Кому-то "колоколовидные кубки" не понравились и возникла мода на "воронковидные кубки". И практически в эту же эпоху в Центральной и Восточной Европе в 3200 — 2300 гг. до н. э. — 2300 — 1800 гг. до н. э. появилась культура "боевых топоров". То есть в погребении мужчины мы всегда находим просверленный каменный боевой топор! Другое ее название — "культура шнуровой керамики", указывает на то, что сопровождавшая усопшего посуда имела на себе декоративный отпечаток плетеного шнура. Что это было, мода такая или родоплеменная традиция, сказать затруднительно, но это два признака, позволяющих определить, к какой из культур относится та или другая могила. В любом случае усопших хоронили в земле!

Под курганом лежать почетнее!

Затем опять в среднем и позднем бронзовом веке (1600 — 1200 гг. до н. э.) в Центральной Европе распространяется "культура курганных погребений". То есть над могилами начали насыпать большие курганы. Впечатление такое, что люди той эпохи другой себе забавы не нашли, как копать землю в одном месте и сыпать в другое, притом, что усопший-то ведь так и так уже лежал в земле! Но, наверное, под курганом лежать считалось почетнее…

Интересно, что в Японии раннего железного века тоже возникла такая культура, но только там курган почему-то имел форму замочной скважины просто гигантских размеров, очень часто был обнесен рвом с водой!

Не закапывать, а сжигать!

А вот дальше — опять все в той же Европе, вдруг ни с того ни с сего буквально за какие-то одну-две сотни лет в моду вошел обряд… трупосожжения и появились совершенно новые могильники без насыпей. На дне могилы стояли глиняные сосуды наполненные обугленными костями и лежали предметы, данные усопшему на тот свет. Поскольку такие сосуды называют урнами, родилось и название этой культуры: "культура полей погребальных урн".

Причем было установлено, что возникла она в районе исторических областей Верхняя Лужица и Нижняя Лужица в Польше, а распространение получила в XII — IV вв. до н. э. на обширных территориях Германии, Чехии, Белоруссии, а затем продвинулась и во Францию и в Испанию! И вот здесь возникает очень важный вопрос — а с чего бы это?

Культура насморка или культура поноса?

Чем отличаются находки этого времени от всех остальных? Ну, найденные могильники говорят об особом положении мужчины в обществе, поскольку в мужских погребениях найдены золотые украшения. Поселки окружены валами и стенами из бревен. В частности, именно так выглядит древнее городище лужицкой культуры Бискупин в Польше, где сегодня создан музей под открытым небом. Но все же валы и стены вроде никак не объясняют столь радикальной смены погребального обряда.

Ученые считают, что древние люди посчитали, что при сжигании душа быстрее улетает на небо! Но как они так "посчитали"? Устроили съезд представителей племен, жрецов и племенной знати, долго совещались и приняли решение — покойников сжигать? Или это был один какой-то пророк, вроде Иисуса Христа, который ходил, проповедовал — "мне открылось, что надо сжигать, так вернее попадешь на небо!", и люди к нему прислушались и мигом свои взгляды поменяли? Неубедительная версия!

Инерция мышления у людей огромна. Даже простое распространение сведений о новом обряде и то потребовало бы много времени, а тут все произошло по меркам истории очень быстро. Что заставило людей сломать прежние родовые обычаи?

Возможно, скученность населения в таких вот поселках, обнесенных стенами, как в том же Бискупине? Ведь там дома находятся рядышком один с другим. Сам поселок находится на полуострове. Вокруг него вода и… куда люди сливали все нечистоты и откуда они брали воду? Из озера, что окружало этот поселок!

Достаточно там было одному человеку чихнуть, как "сопли" появлялись у всех жителей поселка. И точно также обстояло дело и с дизентерией. Так что вполне возможно и параллельные названия этой культуры: "культура насморка" или "культура поноса". Причем, раз там были кузнецы, то очищающая сила огня была этим людям, скорее всего, уже известна, вот они и стали сжигать трупы своих умерших от болезни соплеменников.

Кстати, вскоре произошло восстановление старой курганной системы от Чехии до Франции, хотя теперь в археологических находках стало отслеживаться наличие обеих форм погребения. Что, эпидемия пошла на убыль, или же люди научились толерантности? Увы, это как раз один из тех вопросов, на который современная наука ответов пока что не дает!

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить