Недавно в СМИ просочилась информация, что правительство Турции якобы собирается превратить стамбульский музей Айя-Софья в мечеть. Всемирно известный памятник византийского зодчества собор Святой Софии из православного собора уже однажды становился мечетью. И пробыл в таком качестве почти пять столетий. Но до того его разграбили крестоносцы.
В 2015 году исполнится 80 лет, как "отец всех турок" Кемаль Ататюрк преобразовал мечеть Айя-Софию в музей, доступный как своим гражданам, так и иностранным туристам. После появления в греческих СМИ информации о намерении турецкого кабинета восстановить статус Айя-Софии как соборной мечети, министр культуры Греции Панос Панайотопулос сделал следующее заявление об этом памятнике, включенном в 1985 году в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО. "Это абсолютно неприемлемо. Памятники, принадлежащие мировой цивилизации, должны быть доступны всем без исключения людям, вне зависимости от их религиозной принадлежности". И добавил, "если собор Святой Софии и может быть превращен в религиозную святыню, то исключительно в православный храм".
Собор Премудрости Божией — именно так переводится исконное название собора Святой Софии — был возведен рядом с дворцом византийского императора Юстиниана Великого. После того как пожар уничтожил большое количество самых разных сооружений в Константинополе, Юстиниан "решил на месте сгоревшего храма Святой Софии построить новую церковь того же имени, которая стала бы украшением его столицы и служила выражением идеи империи". Русский историк Ф. И. Успенский, чьи слова мы только что процитировали, далее сообщает, что император поручил подготовку плана двум известным тогда архитекторам: Исидору из Милета и Анфемию из Тралл, обладавших большими познаниями в физике и строительной технике.
Более тысячи лет константинопольский собор Святой Софии оставался самым большим храмом всего христианского мира. На современников производили впечатление не только циклопические размеры собора Святой Софии и обилие падающего с его купола света, но и собранные в нем памятники древнего зодчества. "Из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца; Ефес пожертвовал восемь колонн из зеленого мрамора. Из Кизика, Троады и Афин привезены были в столицу другие украшения. Строительный материал употреблялся самый лучший, какой только можно было достать по всей империи: из Проконниса, из Нумидии, Кариста и Иераполя", — писал Федор Иванович Успенский. Потребовалось четыре с небольшим года и усилия десяти тысяч строителей, чтобы 27 декабря 537 года собор Святой Софии был освящен.
Новгородский архиепископ Антоний, посетивший Константинополь в самом конце 12 века, до того, как город был разграблен рыцарями-крестоносцами, оставил описание собора Святой Софии таким, каким он был задуман его творцами. Среди его описаний богатств и драгоценностей, упоминаются святыни храма: "две доски Гроба Господня, печати гробные, икона Богородицы, держащей Христа, кровь и млеко св. Пантелеймона, и глава его, и глава апостола Кондрата, и иных святых мощи, и Германова рука, ею же ставятся патриарси (sic!), и трапеза, за ней же Христос вечерял со ученики своими, и пелены Христовы". Последней среди святынь упомянута плащаница, ныне известная, как Туринская. А также артефакт, подтверждавший продолжительные сношения России с Византией — "блюдо велико злато служебное Ольги Русской, когда взяла дань, ходивши ко Царюграду".
Известный французский историк архитектуры Огюст Шуази (Auguste Choisy, 1841-1909 гг.), восхищаясь этим творением, отмечал: "Никогда гении Рима и Востока не давали в их соединении более поразительного и гармоничного произведения". Однако многие славословия cобору Святой Софии западно-европейцы посвятили не только после превращения христианского храма в мусульманскую мечеть, но и разграбления Константинополя и Собора, с позволения сказать, единоверцами. Не только сам Четвертый крестовый поход и завоевание Константинополя, но и разграбление собора Святой Софии стали результатом политических отношений между Венецией и Византией и шире между империями восточной и западной.
В 12-м веке Венеция была главной морской державой в Средиземном море, тесно связанной торговыми узами с Византией. Венецианский флот даже превосходил морские силы могущественной Византийской империи. Пользуясь различными привилегиями, в том числе и правом беспошлинной торговли, венецианцы порой зарывались настолько, что византийцы грозили им отменой льгот и открытием своих рынков исконным соперникам Венеции — генуэзцам и пизанцам. Поскольку мы рассказываем историю cобора Святой Софии, а не геополитический расклад той эпохи, вкратце скажем, что венецианскому дожу удалось обратить христолюбивое рыцарское воинство в свою веру и вместо отвоевывания Гроба Господня у неверных, эти молодчики разграбили город византийского басилевса.
Хронисты, а впоследствии и историки отмечали варварское отношение крестоносцев к памятникам искусства, к библиотекам и святыням. В тот период подобной склонностью к дикости отличались разве что монголо-татары. В отличие от степняков-язычников, эти лицемерные святоши называли обыкновенный грабеж святым хищением. Ханжество — отличительный знак западной политики во все времена.
"Заутра же солнцу восходящу внидоша во св. Софию и одраша двери и рассекоша эмболь окованный серебром и столпы серебряные 12, и 4 иконостаса и тябло иссекоша и 12 престолов, и преграды алтарныя, а то все было из серебра, и со св. трапезы отодраша дорогие камни и жемчуг. Захватили 40 кубков и паникадила и светильники серебряные, им же несть числа. С бесценными сосудами похитили евангелие и кресты и иконы, последния снимали с мест и отдирали с них ризы. А под трапезой нашли 40 кадей чистого золота, а на хорах и в ризнице и не сочтешь сколько взяли драгоценностей. Так обобрали св. Софию, св. Богородицу Влахернскую, идеже св. Дух схождаше по вся пятнице, и ту одраша, а о других церквах и сказать нельзя, яко без числа. Черниц и чернецов и попов облупиша, а некоторых избиша", — скупо сообщает о зверствах и разбое Первая Новгородская летопись старшего извода (XIII в.).
Неудивительно, что спустя два с половиной столетия Константинополь оказался в руках турок-османов. Новому поколению константинопольцев иноверцы могли показаться большими гуманистами, нежели культуртрегеры без границ. Были, безусловно, и другие моменты быстротекущей политики. Так, христианнейший французский король приложил немало стараний, чтобы Константинополь стал жемчужиной на тюрбане турецкого султана, нежели достался братьям по вере. Увы, таковы гримасы европейской политики. Не был бы Стамбул турецким, и его, возможно, как Югославию, подвергли бы бомбардировкам США и НАТО.
Однако не будем фантазировать, лучше обратимся к фактам. Как известно, без американцев нигде вода не освятится. Летом 2007 года в Совете по правам человека при конгрессе США (Congressional Human Rights Caucus) заслушали обращение "Совета по освобождению собора Святой Софии" (Free Agia Sophia Council), в котором выдвигалось требование вернуть церкви ее первоначальный статус — вновь сделать ее христианской святыней, а не мечеть (как прежде) или музей (как нынче).
Петиция была подписана патриархом американской политики Крисом Спиру (Chris Spirou). 13-летним подростком он в 1956 году иммигрировал из Греции в США. Потомок хитроумного Одиссея сделал за океаном неплохую карьеру, баллотировался в губернаторы штата Нью-Гэмпшир и принимал активное участие в предвыборных кампаниях всех кандидатов-демократов на пост президента США от Джимми Картера до Альберта Гора.
Судьба языческого храма Парфенон, который периодически мутировал от древнегреческого капища к христианской святыне, потом сделался мечетью и окончательно остановился на музее, мало волнует урожденного грека. Другое дело, собор Святой Софии, который "никогда не был мечетью, поскольку в мечеть его превратили насильственно после завоевания Константинополя в 1453 году турками". Логику экс-политика не оспоришь: никогда не была, хотя ее и превратили. Туркам не дозволено превращать в мечети церкви, зато янки могут сделать из них хотя бы и логовище Ктулху.
Этот продукт англо-саксонской политики вовсе не озабочен интересами конкретной Православной церкви, его интересуют абстрактные "права человека". С этой целью в интернете инициировали компанию по сбору подписей за возвращение собора Святой Софии в лоно церкви. Про логику этих джентльменов мы уже говорили выше. Далее делается все тонко, как на Востоке. "На Турцию следует не давить, а убеждать турецкое общественное мнение", — полагает один из представителей "Совета по освобождению собора Святой Софии". Как тогда заявил влиятельный конгрессмен Том Лантос (Tom Lantos), "ситуация вокруг собора Святой Софии — один из наиболее важных вопросов, которые когда-либо рассматривались в Совете по правам человека при Конгрессе США".
Туркам не угрожают, а просто дают кому надо бакшиш. Если теперь это сработало с потомками запорожских казаков, отчего же не сыграет с наследниками Блистательной Порты?! Порой теряешься, что лучше, отдать святыню людям Книги (Библия или Коран) или превратить ее в предмет торга для беспородных масонов?
Читайте также:
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.