Столетиями люди искренне верили, что мертвые могут выходить из своих могил. Самый знаменитый воскресший мертвец — Дракула. Мало того, в нижнесаксонском городе Штаде археологи даже нашли доказательства существования таких зомби.
Легенды о вампирах, упырях и зомби сопровождают, если можно так выразиться, литературную историю человечества. Но вот совсем недавно в районе Штаде (Stade, ганзейский город в Германии, расположенный в земле Нижняя Саксония, между Гамбургом и Куксхафеном) были найдены останки, которые дали археологам повод думать, что найдено первое свидетельство веры в нежить.
И, скорее всего, уверены ученые, это только начало. Однако вскоре специалисты начали приходить к выводу, что наши предки больше старались предотвратить воскресение из мертвых, нежели способствовать ему.
Наверняка известно, что более 150 лет назад в северной части Германии люди стремились сделать все возможное, чтобы мертвецы не могли покидать место своего вечного упокоения. На основании сведений, почерпнутых Людвигом Штраккеряном (Ludwig Strackerjan) из его коллекции суеверий и легенд, собранных в герцогстве Ольденбургском, мертвецов следовало полностью снабдить одеждой, положить в гроб деревянную стружку, а также иглу, при помощи которой они могли бы заштопать свой изношенный саван, тотчас же по выносу тела заливали водой домашний очаг, а покойников хоронили в достаточно глубоких ямах. Безусловно, ни в коем случае непозволительно было издеваться и озорничать над трупом и останками.
Но если служанка забывала потушить огонь в очаге или положить в гроб иглу? Тогда у живых возникала проблема — покойник восставал из мира мертвых, становясь привидением или зомби.
Именно такую нежить в районе города Штаде обнаружил местный археолог Даниэль Нёслер (Daniel Nösler). Демонстрируя на мониторе своего компьютера старые фотоснимки раскопок в крытой галерее бывшей обители Харзефельд (Harsefeld), Нёслер указывает на странный камень рядом с черепом. Огромный валун раскроил череп покойника и перемешал остальные кости.
Сам по себе этот колоссальный валун вряд ли бы скатился в могилу. По крайней мере, потребовались усилия двух крепких мужчин для того, чтобы убрать его с останков. Вряд ли валун случайно угодил в могилу.
"Земля на этом кладбище словно просеянная, там нет даже мелких камушков и гравия", — отметил археолог из Штаде в интервью spiegel.de. И при этом пояснил, что здешняя почва имеет несколько иной оттенок, нежели земля внутри самой могилы. Валун не мог попасть в могилу случайно, она была сначала вскрыта, после того как покойник некоторое время в ней уже находился.
Действительно, фигура нежитя в фольклоре Северной Германии очень распространена. Там, например, бытует сказание о бедной женщине из Браке (Brake), которая обещала другой женщине за 15 талеров позаботиться о ее погребении. Но после того, как больная умерла, она потратила деньги на себя.
Мертвая женщина стала являться каждую ночь и искать деньги. В конце концов, ее объявили вне закона, и мертвец успокоился. Таким образом заканчиваются многие из подобных историй. Но, к сожалению, всегда умалчивается, каким способом объявляли вне закона беспокойных нежитей.
После того как Нёслер рассказал своим коллегам о случае с могилой в Харзефельде, Дитрих Альсдорф (Dietrich Alsdorf) припомнил о найденном здесь же неподалеку необычном погребении. Тридцать два года тому назад в западной части крытой галереи монастыря Харзефельд был выкопан "гроб, перевернутый в земле вверх тормашками, крышкой вниз".
Кроме того, на могиле лежали кирпичи, а гроб был закопан ниже обычного. "Кто-то определенно хотел наверняка закопать в землю этого мертвеца", — сказал Альсдорф.
Обе таинственные могилы "живых мертвецов" датируются XIV или XV веком. "Это было время больших эпидемий, — поясняет Нёслер. — Если умирал один, то часто за ним следовали другие члены семьи. В то время господствовало распространенное мнение о том, что мертвый хватает живого — первый покойник тащит за собой других".
В средневековых легендах часто фигурируют и другие нежити — так называемые Nachzehrer (происходит от многозначного глагола, означающего угасание, гибель, истощение или изнурение человека). Нахцереры по своим свойствам напоминают вампиров, но имеют ряд отличий от них.
Если кусок савана по недосмотру оказывался возле рта мертвеца, следовательно, полагали невежественные люди, он сосал его, чтобы добыть себе жизненную силу и высосать жизненные соки из всех тех, кто касался этого куска материи ранее.
Читайте также: Кого нашли в Италии — вампира или нахцерера?
В деревне Ольдендорф (Oldendorf), расположенной в нижнем течении Эльбы, Нёслер и его коллеги нашли нахцерера: "В захоронении XI или XII века через шею мертвеца была переброшена плечевая кость, принадлежавшая другому покойнику". Эта кость, как полагают исследователи, должна была воспрепятствовать тому, чтобы саван попадал в рот похороненного.
Нёслер и Альсдорф уверены, что обязательно найдут в этих краях еще не одно захоронение нежити или зомби: "Теперь мы знаем, что в этих местах люди действительно верили в восставших мертвецов, и будем искать, целенаправленно следуя соответствующим указаниям".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.