Археологи восстановили самый древний корабль - Солнечную ладью Хеопса

Кедровый аромат Солнечной ладьи фараона

Среди разных событий, случившихся 26 мая 1954 года, одно в то время прошло практически незамеченным. Но вот его последствия для исторической науки оказались очень важными. Ну, а случилось тогда вот что: был обнаружен совершенно уникальный артефакт, самым тесным образом связанный с историей Древнего Египта — Солнечный корабль фараона Хеопса.

Вы когда-нибудь замечали, как приятно пахнет недавно заточен­ный карандаш? Если замечали, то, вероятно, этот карандаш был сделан из кедра. Как вы думаете, сколько времени от кедровой древесины будет исходить этот запах — неделю, месяц, год? Камаль эль-Маллах из Египетской службы древ­ности смог почувствовал кедровый запах даже от бревна, пролежавшего под землей сорок пять столетий.

Как же это случилось? Вскоре после окончания Второй мировой войны египетское правительство решило почистить кое-какие пирамиды рядом с Ка­иром. В Гизе, отделенной от египетской столицы Нилом, находится группа пирамид, включающая пи­рамиду Хеопса — крупнейшую в Египте. Археологи, раскапывавшие соседние гробницы, сбрасывали вы­рытую землю у основания Большой пирамиды.

Рабочие медленно отчищали северную, восточную и западную стороны пирамиды от грязи и песка, и не нанаходили ничего примечательного. Затем они стали уда­лять землю с южной стороны. Хотя куча земли дости­гала 20 метров в высоту, они не могли срыть ее бульдо­зером, опасаясь уничтожить под ней что-нибудь интересное.

Однако им так ничего и не попалось, и в конце концов они добрались до выложенных в ряд ак­куратно отесанных глыб из песчаника шириной почти в 5 метров и толщиной в 60 сантиметров. Всего таких камней нашли около 40, и тогда стало ясно, что они могут что-то собой закрывать.

Читайте также: Возле пирамид был оживленный порт

Один из камней немного возвышался над другими, и Маллах заметил на нем иероглиф обозначающий имя фараона "Джедефра". Маллах знал, что этот фараон был сы­ном Хеопса, и предположил, что под камнями может скрываться яма с лодкой, поскольку ранее ученые уже нашли не­сколько таких ям, но ничего в них не обнаружили, кроме нескольких кусков дерева и сгнивших прядей каната, свидетельствовавших, что здесь когда-то находился деревянный корабль.

Приблизительно в полдень 26 мая 1954 года рабо­чие сумели пробить в камнях дыру. Жаркое солнце светило так ярко, что Маллах не видел в дыре ничего, кроме тьмы. Тогда он при помощи маленько­го зеркала направил в дыру солнечный свет и загля­нул туда. Неужели судно? Он затаил дыхание. Солнеч­ный луч застыл на том, что Маллах едва ли надеялся когда-либо увидеть, — на лопасти длинного гребного весла. И вот именно в тот момент он и почувствовал слабый, но узнаваемый аромат кедровой древесины. Когда же кусочек обшивки судна был доставлен в химичес­кую лабораторию Британского музея, там определи­ли, что это не только кедровое дерево именно той эпохи, но и вдобавок удивительно хорошо сохранив­шееся. Благодаря тому, что яма была заложена кам­нями и влажной штукатуркой, дерево за все эти тысячи лет и не высохло и не истлело. Над ямой был построен навес, камни удалили кра­ном. Эта работа заняла два месяца.

Затем судно передали на реставрацию. Но тут главный реставратор египетских древностей Хадж Ахмед Юсеф Мустафа столкнулся с целым рядом совершенно специфических проблем. Поскольку корабль был ра­зобран на части, то было очевидно, что его необходимо собрать, вот только ни он сам, ни все другие египтологи не имели ни малейшего понятия, как же именно это следует сделать. Для начала решили абсолютно каждую деталь зарисовывать и фотографировать, и лишь только после этого извлекать из ямы и обрабатывать химикалиями, предотвращающими гниение.

Разумеется, у Мустафы не было ни рисунка, ни брошюры с инструкциями, объясняющими поря­док сборки, поэтому он сделал масштабные копии всех 1224 деталей и начал работать с ними. Нетрудно себе представить, что это был для его команды за "пазл". Внимательно изучили все настенные барельефы, изображающие древнеегипетские суда, а также дошедшие до нас их рисунки. Затем осмотрены найденные детали и сделано первое открытие: оказалось, что доски обшивки прежде были "сшиты" веревкой, от которой оста­лось несколько длинных кусков. Веревка продева­лась в отверстие, входившее в доску на ее широкой стороне и выходившее через ребро, благодаря чему была не видна снаружи. То есть доски обшивки плотно пришнуровывались одно к другой!

Читайте также: Цивилизация пришла в Египет из Сахары?

Мустафа сделал пять различных реконструк­ций судна, пока не добился желаемого результата. Восстановленный корабль достигает в длину более 43 метров, его максимальная ширина составляет около 6 метров, а водоизмещение равняется при­мерно 45 тоннам. Выяснилось также и то, что осадка ладьи была равна 1,5 метра, а это говорило о том, что ее предназначением было плавать только по реке. Перемещение ладьи должно было осуществляться при помощи 5 пар весел, длиной от 6 до 9 метров, а еще у нее было две каюты. Но, скорее всего, ее тянули на буксире. Потому, что рукоятки весел очень толстые, так что грести ими как обычными веслами нельзя.

Впрочем то, что в своем собранном виде эта ладья действительно плавала по Нилу, сомнений не вызывает. Об этом свидетельствуют следы нильского ила на веревках, которыми скреплялись некоторые ее части. Однако работы по ее воссозданию заняли целых четырнадцать лет, поскольку никто в точности не знал, как именно нужно соединять и скреплять деревянные детали, из которых она состояла.

Еще одна причина, почему работы шли так долго, заключались в том, что сама конструкция этого судна было совершенно не похожа на то, к чему привыкли мы сегодня. Дело в том, что все наши современные корабли, а также известные историкам ладьи викингов, имели киль — проходящий вдоль всего судна брус, к которому крепились шпангоуты — "ребра" корпуса, задающие профиль его обводы. В случае же с Солнечной ладьей оказалось, что ни киля, ни шпангоутов у нее нет! Просто нет! А собирается оно доска к доске, как скорлупа огромного ореха! Если и все остальные древнеегипетские суда были таковы, то становится понятно, почему египтянам было трудно совершать дальние морские экспедиции, и для плавания вокруг Африки они пригласили финикийцев и, скорее всего, те совершили это плавание на своих кораблях.

Этот царский корабль Хеопса, вероятно, исполь­зовался для перевозки тела фараона из Мемфиса в Гизу, и если это действительно так, то тогда можно считать несомненным, что корабль тя­нули вниз по Нилу именно на буксире, а затем, после того, как мумия фараона на нем была доставлена на место, его разобрали на части и закопали.

Читайте также: Мельница мифов: не рабы строили пирамиды

Здесь надо заметить, что Нил играл в жизни египтян исключительно важную роль и как источник воды и в качестве транспортного средства. Так как Нил течет с юга на север, то вниз по нему они могли плыть просто по течению, а с парусом — плыть вверх, против него. Интересно, что это нашло свое отражение даже в письменности египтян, у которых изображение лодки с парусом означало "плыть на юг", а лодки без него — "плыть по течению" или "плыть на север". Египтяне также верили, что бог Солнца Ра каждый день переплывает небо в своей солнечной ладье, а ночью он также переплывает и Подземный мир.

Для готового судна на месте его находки был построен специальный музей оригинальной архитектуры, и если вам придется быть в Египте, и вы отправитесь осматривать пирамиду Хеопса, то обязательно постарайтесь туда попасть. Почему? Да просто потому, что экспонирующийся там корабль и по сей день остается древнейшим и крупней­шим, и лучше всего сохранившимся кораблем эпохи древне­го мира.

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить