Сто лет антропологи вели научные дискуссии о том, хоронили ли палеанторпы своих покойников. Недавнее исследование подтвердило, что 50 тысяч лет назад западно-европейские неандертальцы действительно хоронили своих умерших сородичей. Однако пока что нельзя сказать наверняка, были ли у этой практики ритуальные или, скорее всего, прагматичные причины.
Будь это точно известно, это в очередной раз сократило бы дистанцию между неандертальцами и современными людьми.
С тех пор как 3 августа 1908 года в одном из гротов на склоне возвышенности неподалеку от деревни Ла-Шапель-о-Сен (La Chapelle-aux-Saints) были случайно обнаружены остатки палеолитической стоянки, где среди костей шерстистого носорога, северного оленя, бизона и многочисленных кремневых остроконечников нашли относящееся к той же эпохе хорошо сохранившееся погребение неандертальца, среди ученых шла непрекращающаяся дискуссия.
Почти полностью сохранившийся скелет мужчины лежал в позе спящего с подогнутыми ногами на дне небольшого углубления. Эти останки неандертальца, принадлежащего к группе западно-европейских, или классических, неандертальцев (так называемые шапельцы), породили спор — хоронили ли древние ископаемые люди своих мертвецов. Кажется, столетие спустя в этом споре можно наконец-то поставить точку.
13 лет потребовалось специалистам под руководством Вилльяма Рандю (William Rendu) из Center for International Research in the Humanities and Social Sciences (CIRHUS) совместно с коллегами из Национального центра научных исследований во Франции (CNRS), чтобы заново изучить пещеру. Результаты своего исследования они опубликовали в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Их вывод таков — западно-европейские неандертальцы хоронили своих покойников.
Ближневосточных неандертальцев той эпохи, когда они уже вступили в контакт с людьми современного типа, ученые редко подвергали сомнению. Другое дело шапельцы. Многие специалисты неоднократно заявляли, что доказательства особого их отношения к мертвецам — это всего-навсего результат небрежно произведенных раскопок. Не нужно забывать, что большая часть таких исследователей были католическими священниками. Их аргументы напрочь отрицали у западно-европейских неандертальцев наличие символического или ритуального поведения.
Однако за последнее десятилетие на стоянках среднего палеолита находили следы использования красителей, в частности охры, декоративных перьев, а также привезенных издалека окаменевших раковин (что придавало им высокую ценность). Все это давало повод говорить о символике в поведении западно-европейских неандертальцев.
Впервые археологи приступили к работе в 1999 году, но результаты превзошли все ожидания. В 2011 году ученым впервые более чем за сто лет удалось получить разрешение возобновить раскопки в гротах Буффья-Бонневаль (Bouffia Bonneval). При раскопках были найдены останки еще трех неандертальцев (двух детей и взрослого), а также целый ряд предметов, которые указывали на то, что пещера была обитаемой по крайней мере дважды в разные исторические периоды. Судя по оставленным костям животных, одна группа охотилась на оленей, другая — на бизонов.
Если бы сородичи этого неандертальца хотели просто-напросто избавиться от трупа, то могли бы бросить его на съедение диким зверям. Это упрощало бы их задачу, ведь не надо было копать яму, требовавшую определенных усилий и времени. Они занимались не чем-то необходимым для их жизни и выживания, а хотели сохранить тело этого мужчины.
Теперь он известен как "старик из Ла-Шапель". Неандерталец скончался в преклонном для той эпохи возрасте 40-50 лет, страдая от остеоартрита, который согнул его в дугу и практически лишил зубов. Вероятно, он с трудом передвигался и был обузой для своих соплеменников. Однако они продолжали о нем заботиться не только после его смерти, но и при его жизни. Так и хочется предположить, что неандертальцам не были чужды чувства, свойственные современному человеку. Прежде всего, сочувствие к своему ближнему.
Сравнение человеческих костей со звериными показало, что первые имеют сравнительно немного царапин, следов выветривания, а также звериных укусов. "Практически нетронутые останки, которым примерно 50 тысяч лет, свидетельствуют, что эти люди были погребены уже вскоре после своей смерти, — поясняет Рандю. — Это вновь подтверждает вывод о том, что неандертальцы в этой части Европы практиковали погребение мертвецов".
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.