Спустя пять с половиной тысячелетий ученые смогли воссоздать не только облик древнего жителя Британских островов, но и карту его передвижений, хотя он не оставил после себя никаких путевых заметок. Это был знатный человек эпохи неолита — ключевая фигура культурного процесса, который через пять веков привел к созданию раннего Стоунхенджа.
Предположительно он появился на свет где-то на западе или северо-западе от Стоунхенджа, вероятно в Уэльсе, но возможно его родиной был Девон или Бретань. Когда ему исполнилось два года он попал в Уилтшир, в места, где пять столетий спустя будет возведен Стоунхендж. Лет в девять, он вернулся на запад (наверное, на родину), а одиннадцатилетним подростком вновь оказался на востоке — опять в местах будущего Стоунхенджа.
На протяжении трех следующих лет он все чаще и чаще курсировал в обе стороны, с востока на запад и обратно. К подобному выводу, как пишет британская Independent, ученые пришли в результате анализа изотопов стронция на зубной эмале и примерно определили источники питьевой воды, которую пил этот человек.
Читайте также: Стоунхендж — символ единства Британии?
Роста он был высокого, примерно 172 сантиметра. Тогда как в эпоху неолита средний рост мужчин в Британии равнялся 165 сантиметрам, да и сегодня средний рост у британцев немногим выше — под 176 сантиметров. При весе в 76 килограммов его телосложение можно назвать стройным. По сравнению со многими своими сородичами зубы у него менее изношены и питался этот мужчина мясом и молочными продуктами, что не особенно было распространено в эпоху неолита. Причем ел он, скорее всего, мясо крупного рогатого скота, баранину и оленину.
Чем болел этот древний человек? И тут на помощь пришла наука, благодаря которой мы узнали, что мужчина повредил коленные связки и порвал заднюю мышцу бедра. Обе травмы вывели его из строя не более чем на несколько недель. Видимые следы серьезных заболеваний у него отсутствуют, а проведенная гипоплазия зубов свидетельствует о том, что в детстве он нормально питался и не страдал от болезней.
Тем не менее, умер этот мужчина сравнительно молодым, возможно, в возрасте 20-30 лет. Причина его смерти неизвестна. Однако похороны ему устроили пышные и в месте, имеющим важное ритуальное значение.
Первоначально над его могилой возвели курган, покрытый дерном, а спустя несколько лет или десятилетий насыпь увеличили и превратили захоронение в один из самых грандиозных мавзолеев Британии эпохи неолита. Этот мужчина оказался единственным, кого похоронили в тот период. Останки других людей предали земле через тысячу и более лет, причем захоронены они были не в столь почетном месте.
Этот большой мавзолей, который еще и сейчас виднеется в двух с половиной километрах западнее Стоунхенджа, имеет протяженность 83 метра и несколько метров высоты на протяжении значительного периода в доисторическую эпоху служил местом какого-то культа или поклонения.
Через полторы тысячи лет после смерти могила этого человека стала главным памятником нового кладбища для элиты раннего бронзового века. В виду все новых доказательств можно предположить, что здесь захоронена очень важная персона — видный член элиты раннего неолита.
Общество раннего неолита было стратифицировано. В нем не была места равноправию его членов, как многие склонны были считать еще совсем недавно. Однако большинство людей раннего неолита не удостаивалось столь грандиозного мавзолея. Над могилой этого мужчины возвели, как его называют в археологии, длинный курган, который имел обрядовое значение, а не служил лишь надгробием. Поскольку над ним возвели всего один курган, следовательно, ему оказали особую честь — известно, что из 350 длинных курганов в Великобритании, половина не имеет никаких захоронений, примерно в четверти из них погребен один человек, а в оставшихся 25 процентах покоятся останки от пяти до пятнадцати человек в каждом.
Таким образом на руках у ученых оказались доказательства того, что в начале неолита высокий социальный статус передавался по наследству. Представители знати питались мясом с детства. Власть родовой аристократии распространялась на значительную территорию. Ребенок и подросток, как мы помним, неоднократно проделывал путь от Уэльса до района Стоунхенджа. Возможно его семья играла важную роль в обеих районах. Учитывая культовое значение Стоунхенджа с древнейших времен, можно вполне резонно предположить, что этот мужчина, его отец и прочие предки были наследственными племенными или даже надплеменными жрецами или шаманами полукочевого общества.
Но самое поразительное открытие заключается в гипотезе о связи между Уэльсом и священным Стоунхенджем, на месте которого еще не возвышался ныне известный мегалит. Около 3000 года до нашей эры, когда был завершен первый этап строительства памятника, там стояли не огромные валуны, которыми он знаменит сейчас, а гораздо более меньшего размера "голубые камни", некоторые из которых сохранились по сей день.
Читайте также: Стоунхендж построила сама природа
Примечательно, что "голубые камни" добывали на юго-западе Уэльса. Согласно древней легенде, записанной в конце XII века англо-норманским летописцем Джеффри Монмутом (Geoffrey of Monmouth), эти камни пришли с запада (правда, в рассказе хроникера фигурирует Ирландия, а не Уэльс). Теперь археологам предстоит выяснить, действительно ли Стоунхендж был связан с Уэльсом до того, как в этих краях воздвигли первые мегалиты.
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.