В Северном Причерноморье американские археологи сделали удивительное открытие, понять смысл которого им помогли историческая лингвистика и мифология. И это весьма необычно — как правило, археологи не особенно доверяют специалистам в данных областях, предпочитая все-таки ориентироваться на исторические хроники, а не на мифы и изыскания филологов.
Греческий историк и географ Страбон сообщает, что закаспийские кочевники-скифы называли себя daoi (волками). У позднеантичного автора — Полиэна — есть повествование о том, как лидийскому царю Алиатту удалось разгромить киммерийцев при помощи "отважнейших псов". Киммерийцы (так условно историки называют доскифские народы Северного Причерноморья) приняли нападавших за зверей, поскольку те имели "отвратительные и зверовидные тела". Рационально устроенный мозг эллинов никак не мог иначе объяснить довольно странный рассказ о псах, и они остановились на мысли, что варвары — прирожденные рабы, близкие по природе к животным и имеющие соответствующие природе тела и облик.
Подобные имена не были редкостью среди индоевропейцев. Племена, носящие имя волка, встречались и в довольно отдаленных регионах, например, в Испании, Ирландии и Англии. Этот феномен, однако, не ограничивается лишь индоевропейской цивилизацией. Этническое имя народа от того или иного животного всегда имело религиозный смысл.
Читайте также: Новые сокровища тувинской "Долины царей"
"В результате проведенных исследований установлена огромная роль, которую играл в мужских союзах образ пса-волка. Покровитель мужского союза, бог-воитель, почитался именно в этом образе, однако для нас гораздо важнее, что все члены союза также считались псами-волками. Инициация молодых воинов состояла в их магическом превращении в волков (обряд происходил с применением наркотических или опьяняющих веществ), которые должны были некоторое время жить вдали от поселений "волчьей" жизнью, то есть воюя и грабя", — пишет автор книги "Воины-псы. Мужские союзы и скифские вторжения в Переднюю Азию" А.И. Иванчик.
Четыре тысячелетия назад в степях к северу от Черного моря кочевые народы начали переходить к оседлому образу жизни. Одно из тысяч археологических городищ Срубной культурно-исторической общности (XVIII-XII, по другим оценкам, XVI-XII веков до нашей эры) — село Красносамарское, расположенное в 60 километрах от Самары.
Американские археологи приступили к раскопкам в этих местах еще в конце 1990-х годов. Во время работы были обнаружены останки большого количества собак и волков, которых оказалось намного больше, чем в других городищах того времени. Как сообщается на веб-сайте Archaeology, удалось идентифицировать скелеты 51 собаки и семи волков. Определить принадлежность останков еще шести животных не получилось. В других поселениях Срубной общности кости собак и волков не превышают трех процентов от общего числа костей других животных. В Красносамарском они составляют более 30 процентов.
"Мне не известно ни одно другое археологическое поселение в мире с таким высоким процентом содержания собачьих костей", — отмечает архезоолог Нерисса Расселл (Nerissa Russell). В ходе дальнейших исследований ученые определили, что большинство собак прожили довольно долго, некоторым особям было по 12 лет. Вряд ли они годились в пищу. Они жили рядом с людьми, но в каком качестве? Охотничьи собаки, сторожевые псы или простые дворняги?
Удивительными оказались и следы на собачьих костях, разительно отличающиеся от тех, что остаются от привычных методов разделки туш. Собачьи черепа разделены на три части, оставшаяся часть разбита на фрагменты геометрической формы около дюйма длиной. Поскольку мясники так не поступают, ответы следовало искать в другом месте. Дэвид Энтони (David Anthony) из американского Хартвик-колледжа и его супруга Доркас Браун (Dorcas Brown), тоже археолог, решили проштудировать литературу о ритуалах с участием собак, а также проконсультироваться со специалистами по историческому языкознанию и мифологии.
Обычай уподобления волку культивировался в спартанских криптиях. Инициацию в качестве волка-убийцы и грабителя проходит, прежде чем стать настоящим воином, молодой Синфьотли в саге о Волсунгах. Ирландский герой Кухулин приобрел имя означающее "Пес Кулана". Известен осетинский нартовский сюжет о превращении Урызмага в пса. В "Ригведе" молодые люди становятся воинами после принесения в жертву собаки и на протяжении четырех лет носят собачью шкуру, которую сжигают, когда их снова принимают в общину.
"В очень развитом виде описанные воззрения существовали у иранцев, в связи с чем неоднократно указывалось на иранские, в том числе авестийские, тексты, упоминающие "двуногих волков" и называющие молодых членов мужских союзов mairyŏ волками и псами, — отмечает А.И. Иванчик. — Определенные данные, указывающие на существование таких представлений о воителях, как псах-волках, имеются и специально для скифов".
Мужские союзы были широко распространены в индоевропейской культуре. Лингвистам удалось реконструировать праиндоевропейское их название — koryos. К изысканиям ученых оставалось лишь добавить археологические находки.
И вот они найдены. Специалисты сумели даже доказать, что жертвоприношения собак происходили зимой, как о том говорится в "Ригведе". 16 из 17 собак были умерщвлены в зимний период. Коровы, например, приносились в жертву на протяжении всего года. Для исследователей полученные результаты явились наглядным свидетельством существования мужских союзов за столетия до упоминания о них в той самой "Ригведе".
Эти союзы, по мнению ученых, оказались не только отличным способом укротить потенциально опасных молодых людей, но и использовать их для экспансии и добычи богатств. Возможно, благодаря именно им индоевропейским языкам удалось распространиться на огромных пространствах Евразии. Прежде историки думали, что первоочередную роль в этом сыграли завоевательные походы, когда орды ариев проносились на своих боевых колесницах и несли культуру исключительно на острие меча. Но Энтони полагает, что другие народы могли перенимать обычаи индоевропейцев не на поле брани, а за пиршественным столом. Восхищаясь koryos, они обучались и их языкам.
Читайте также: На Урале нашли амазонку-миллионершу
Попутно исследователи очень близко подошли к разгадке значения числа "восемь". В индийских текстах эпохи железного века мальчики начинали заниматься военным делом в восемь лет, в шестнадцать они проходили обряд посвящения в воины. В германском мифе Зигфрид наказывает своему племяннику звать на помощь только в том случае, если на него нападут более семи человек, иначе говоря, восемь. На стеле гробницы бронзового века в шведском Кивике (Kivik), насчитывающей приблизительно три тысячи лет, изображено восемь фигур в капюшонах, следующих за вождем. Вполне возможно, что на обряд инициации. В кельтском поселении на территории Франции, датируемым примерно 100-м годом нашей эры, в могиле похоронены восемь лошадей и восемь мужчин. Может быть, такова была основная численность боевой единицы.
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.