Казалось бы, изыскания американских археологов Джона Блица и Эрика Порта в пух и прах разгромили модную ныне теорию "социального принуждения". Исследователи доказали, что появление лука и стрел у жителей долины реки Огайо между 300 и 400 годами н.э. не привели к повышению сложности их социальной организации. Однако все оказалось куда сложнее...
Не так давно американские биологи Пол Бингэм (Paul Bingham) и Джоанна Соуза (Joanne Souza) из нью-йоркского университета Stony Brook выдвинули некую "гипотезу социального принуждения" — social-coercion hypothesis, которая должна объяснить как человек стал человеком, а не одним из других многочисленных биологических видов. В своей книге "Смерть на расстоянии и рождение вселенной человека. Эволюция, поведение, история и будущее человека" (Death from a Distance and the Birth of a Humane Universe: Human Evolution, Behavior, History, and Your Future; 2009) они в захватывающей форме изложили, что представляет собой человеческий вид, кто мы такие и куда идем. Эта книга — новое слово в науке об эволюции человека.
Ученые, один из которых молекулярный и эволюционный биолог, а другой психолог, пришли к выводу, что появление в руках человеческих более совершенного оружия, привело не только к технической революции, а к настоящему социальному перевороту.
Читайте также: Лук изобрели не для охоты, а для войны?
В результате появления эффективного оружия социальные объединения выросли количественно, поскольку они реже дробились на более мелкие группы из-за того, что та или иная семья не соглашалась с мнением большинства и уходила из клана. Ценности коллектива преобладали над семейными и групповыми. В случае вооруженного противостояния количественно преобладающая группа имела неоспоримые преимущества по сравнению с незначительными группками.
А чем больше людское сообщество, тем сложнее его внутренняя организация. Получается, что различные нововведения, не исключено, что оружие, а точнее, лук и стрелы, сделали человека уникальным и отличающимся от других биологических видов.
Эту интригующую версию, выдвинутую кабинетными учеными, которые, как правило, далеки от реальной жизни, подтверждают изыскания в практической области. Так, археолог из США Джон Блиц (John Blitz) и ассистент Эрик Порт (Erik Porth) из Алабамского университета, изучив данные о раскопках в восточной части Северной Америки, обнаружили доказательства этой гипотезы, о чем тотчас же сообщили на страницах англоязычного научного журнала Evolutionary Anthropology.
Согласно их выводам, лук и стрелы появились в долине реки Огайо примерно между 300 и 400 годами н. э. В этот период на смену крупным наконечникам приходят наконечники меньшего размера. Тем не менее социальной сложности не наблюдалось, события развивались иначе, пишет интернет-портал The Columbus Dispatch.
Этот период исторического развития отмечен крахом культуры Хоупвелл (Hopewell) — обширной сети сотрудничавших друг с другом индейских общин, существовавших вдоль рек северо-восточной и центрально-восточной части нынешних США, которые периодически собирались в основных религиозных центрах (например, в Ньюарке — Newark) для совершения сакральных обрядов. Хоупвеллская культура состояла из раздробленных племен, связанных общей сетью торговых путей, известных как хоупвеллская система обмена. Таким образом, может показаться, что "теория социального принуждения" разгромлена в пух и прах.
Однако это далеко не так, утверждают Блиц и Порт. По их мнению, появление лука повысило эффективность отдельных охотников настолько, что они больше не нуждались в том, чтобы охотиться сообща всем коллективом. Как только пропал смысл сбиваться в большие партии, Хоупвеллское сообщество тотчас же распалось. Вслед за крахом Хоупвеллской традиции в долине реки Огайо начался бум рождаемости. Со временем эти общины начали враждовать друг с другом.
Около 600 года среди охотников восточной части Северной Америки появились более мудреные наконечники для стрел, которые быстро пришли на смену старым. В следствие этого произошел еще более сильный демографический взрыв, когда возросло количество крупных поселений. Они, как правило, были окружены частоколом или рвом. В человеческих останках археологи часто находят эти новые наконечники. Следовательно, лук и стрелы использовались в качестве военного, а не только охотничьего оружия.
Блиц и Порт делают заключение, что новые социальные роли, которые появились в связи с необходимостью защищать поселение, положили начало усложнению общественной организации. Кульминацией этого процесса стало возникновение таких метрополий во главе с вождями, как Кахокия (Cahokia) в штате Иллинойс.
Читайте также: Кахокия — столица древних художников
Интересно, что все практикующие американские археологи соглашаются с точкой зрения, высказанной Бингэмом и Соуза относительно далеко идущих технических инноваций на все аспекты социальной жизни. Согласно многочисленным данным из различных регионов нашей планеты, такой сценарий вполне возможен — во всех эпохах бывали случаи, когда одно чрезвычайно важное изобретение необратимо меняло структуру и социальную жизнь общества. Да это и в наши дни происходит — вспомнить хотя бы компьютер и интернет, сделавшими не нужным очное присутствие человека на работе во многих отраслях…
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.