В Гватемале при раскопках древнего города майя Сейбаль археологами найдено сооружение в виде пирамиды, которое датируют 1000 годом до нашей эры. Сооружение майя древнее не только других известных памятников этого народа Мезоамерики, но и их предшественников — ольмеков. Выходит, что майя не были наследниками культуры ольмеков, как полагали ранее.
Одна из исторических загадок — причины упадка цивилизации майя. Некоторая часть научного сообщества придерживается мнения, что периоды засухи стали причиной гибели этой высокой культуры Мезоамерики. Сельское хозяйство оказалось не в состоянии прокормить все возраставшее городское население. Высказывались также предположения, что майя сами стали причиной возникших климатических изменений. В частности, катастрофу во многом приблизило корчевание лесов.
Если о классическом периоде культуры майя (300-950 гг.) хоть что-то известно, то доклассический период (перед 1000 до н. э.) из-за недостатка фактов оставляет ученых в полном недоумении. Прежде всего майянскую цивилизацию рассматривают сквозь призму монументального строительства. Ступенчатые пирамиды, предназначенные для совершения религиозных обрядов, с их крутыми лестницами, как в Тикале, характерная черта ранних поселений майя, относятся примерно к 800 г. до н. э. В ту эпоху в Центральной Америке господствовала культура ольмеков, оказавшая огромное влияние на культуру других народов Мезоамерики. Поскольку пирамиды, относящиеся к 800 г. до н. э., найдены также в главном городе ольмеков Ла-Вента в Мексике, некоторые историки решили, что майя учились у своих предшественников.
Читайте также: Найдено звено между майя и ольмеками
Профессор антропологии Аризонского университета Такеси Иномата (Takeshi Inomata) не склонен разделять ни одну из двух ныне господствующих в науке точек зрения: либо культура майя возникла независимо от культуры ольмеков, либо наоборот под ее непосредственным влиянием. Недавно руководимая им экспедиция обнаружила в Сейбале (Ceibal) небольшую пирамиду, состоящую из нескольких платформ (одна из них 55 метров длиной и метр в высоту).
Американский ученый Иномата предположил, что культовая классическая архитектура майя, вероятно, возводилась на более ранних основаниях. Его предположение оказалось верным, сообщает National Geographic. Им найдены платформы меньшего размера, которые сделаны из земли и находятся ниже уровня каменных пирамид.
Радиоуглеродная датировка маленьких платформ указывает, что их создали около 850 г. до н. э., а более длинные платформы появились примерно в 1000 г. до н. э. Иначе говоря, они на двести лет древнее других известных сооружений майя, а также ольмеков в Ла-Венте. Хотя у ольмеков есть и более древние городища, чем Ла-Вента, но они, скорее всего, практически не взаимодействовали с майя.
Присутствие ритуальной архитектуры на заре развития цивилизации майя — признак оседлого образа жизни с развитым сельским хозяйством, религией и стратифицированным обществом. Иначе как объяснить тот факт, что вместо строительства деревень, полуголодные жители сперва возвели довольно сложный с инженерной точки зрения ритуальный комплекс. А ведь сегодня ученые по большей части считают, что пока ольмеки обзаводились своей культурой в Ла-Вента, майя кочевали по джунглям, будучи примитивным сообществом охотников и собирателей. Уже позднее дары цивилизации, включая архитектуру и общественное устройство, они получили от более развитых ольмеков.
По мнению Иномата, обнаруженное его археологической группой сооружение, еще не является свидетельством того, что майя вовсе не испытывали культурного влияния со стороны ольмеков. Более того, скорее всего обе цивилизации оказывали взаимное воздействие друг на друга. Наиболее вероятным Иномата кажется, что именно кооперация двух самобытных культур ольмеков и майя и оказало решающее влияние на последующее развитие всего региона Центральной Америки. До сих пор нет никаких явных доказательств коренного различия между ольмеками и майя в доклассическую эпоху.
Читайте также: Зачем майя прятали нефритовые топоры?
Во время классического периода обе цивилизации четко различаются, поскольку майя к тому времени обладали отличным от ольмеков языком и культурой. Временной промежуток между 1000 и 700 гг. до н. э. оказался переходным. Анализируя культуру, язык, архитектуру и состав населения Сейбаля и Ла-Венты современные ученые затрудняются отнести их к майя или ольмекам. Грань настолько размыта, что этого ничто не позволяет сделать со стопроцентной гарантией.
По этой причине исследователи сосредоточились не на поиске доказательств принадлежности жителей Сейбаля и Ла-Венты к одной или другой цивилизации, к ольмекам или к майя, а на том, как интеграция двух культур способствовала развитию этого региона.
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.