Известно, что рыцари как Запада, так и Востока носили на себе защитные доспехи, оберегавшие их от вражеского оружия. А вот как обстояло дело с их лошадьми? Во многих кинофильмах рыцарские кони одеты в попоны, но вот было ли что-нибудь у них под попоной? И откуда вообще в Европе появилась мода на конские доспехи? Давайте попробуем разобраться.
Если мы будем судить о западноевропейских рыцарях по описанию Анаута Гуилхема де Маршана, сделанному в 1170 году, то сразу же увидим, что и попона коня, и седло, и щит и вымпел на конце копья должны были играть роль "паспорта". Ни о каких защитных функциях этой попоны (хотя она вне всякого сомнения и защищала коня от холода и дождя) в то время речи не шло. Но всего лишь за 100 лет до этого, в 1066 году, судя по "вышивке из Байе", никаких конских попон не было вообще — а тут они появились.
При этом в самом начале цель, которую ставили перед собой те, кто одевал своих коней в попоны, была, скорее всего, одна: показать цвета своего герба всеми доступными средствами. В "Псалтыри Латрелла" 1349 года английского рыцаря Джеффри Латрелла практически все его снаряжение — налатное одеяние (сюрко, конская попона, седло, конская маска, шлем, нашлемное украшение, наплечные щитки (эполеты), вымпел и щит) несет на себе изображение его герба. Присутствует этот герб и в одежде его жены и дочери, подающих ему его шлем и щит. Оно повторяется на его снаряжении и одежде целых 17 раз!
Что же касается доспехов, то с конца XII века в Европе на голову коня стали надевать наглавник, который вначале был из кожи, а затем из металла, причем помещали на него точно такое же украшение, что и на шлем самого всадника. О цельнокованых доспехах в это время не могло быть и речи, так как не существовало коней (они были выведены позднее), которые бы выдержали их вес.
Читайте также: Тайна рыцарства заключена в эффигиях
В тоже время французский документ 1302 года уже отмечает наличие в это время таких конских доспехов, как бард и капаризон, которые могли быть и стегаными, и набивными, а также брони из кольчуги. Наглавник мог быть кольчужным и кожаным, причем нередко его золотили. Вполне возможно, что стеганые и набивные попоны самостоятельным видом защиты в то время уже не считались, а применялись как подкладка под кольчужную броню.
Что же касается доспехов из металлических пластин, то наиболее ранний их образец датируется 1338 годом, но как они были устроены, все же не ясно. А вот устройство таких попон западноевропейские рыцари "подсмотрели", скорее всего, на Востоке, знакомясь с его деревней и богатой культурой в ходе Крестовых походов.
Известно, что кони иранских монархов уже в 620 году были защищены броней из кольчуги, а китайские всадники имели стеганые защитные панцири на своих лошадях еще задолго до того, как племена гуннов вторглись в Европу. Находка конского панциря в местечке Дура — Европос показывает, что покрывать панцирями лошадей начали уже в римскую эпоху и точно такие же панцири были у тяжеловооруженной конницы византийцев. Металлические и кожаные маски-наглавники имела римская конница. Английский историк Рассел Робинсон считает, что в обоих случаях это был самый настоящий восточный конский панцирь тиджаф — защитные доспехи из валяной шерсти или стеганого материала, к которому рядами прикреплялись бронзовые или железные пластинки.
На Востоке же самые ранние упоминания конских доспехов относятся еще к эпохе пророка Мухаммеда, когда у арабов появилась конница, созданная по персидскому образцу. Соответственно, в Персии такие доспехи появились еще раньше, поскольку о наличии конских защитных панцирей у персидской кавалерии сообщал еще Ксенофонт, а римские легионы столкнулись персидскими панцирными всадниками в битве при Каррах.
Пятичастные панцири из кожаных полос, сшитых друг с другом, использовали также и монгольские всадники, с которыми европейские рыцари встретились на полях сражений во время их вторжения в Европу под предводительством Бату-хана. Впрочем, все это было позднее того, о чем писал Гуилхем де Маршан, поэтому вряд ли можно считать монголов тем образцом, которому рыцарям захотелось бы подражать. Скорее всего, именно под жарким солнцем Палестины рыцари из разных стран Европы оценили не только восточный шербет, массаж и турецкую баню, но и достоинства широких свободных одежд, покрывающих доспехи, а также конских попон, защищающих их боевых товарищей и от жары, и от укусов докучливых насекомых.
Интересно что, судя по дошедшим до нас сведениям, использовавшаяся в Иране еще в X веке конская броня баргустуван была очень тяжелой (более тяжелой, чем самые тяжелые доспехи европейцев!) и далеко не всякая лошадь могла ее нести, из-за чего она применялась весьма ограниченно. В Сирии конские доспехи были в ходу у гуламов (обращенных в воинов иноплеменных рабов), а впоследствии использовались и конницей династииФатимидов.
Также примечательно, что хотя конская броня и была известна в Персии еще в античные времена, на миниатюрах она отсутствует вплоть до 1340 года. Однако впоследствии ее изображения распространяются очень широко, что позволяет сделать вывод о том, что уже в начале XV века примерно у 50 процентов всадников такая броня была. Причем конские доспехи у персов были нескольких типов, однако характерной их особенностью было то, что в них не использовалась кольчуга, в отличие, скажем, от Индии.
Главным образом это были ламеллярные доспехи из лакированной кожи и железа, хотя один из источников в качестве материала для ламеллярных пластинок называет также медь. Конструкция персидских конских доспехов была типичной: нашейник, нагрудник, боковые пластины и накрупник. В результате только ноздри, уши и ноги ниже уровня запястья были открыты и представляли собой незащищенную цель.
Существовали комплекты доспехов, раскрашенные в одинаковые цвета — в этом уже тогда проявлялось определенное стремление к унификации внешнего вида воинов. Это единообразие вполне можно считать подобием военной униформы наряду с красными плащами спартанцев и туниками римских центурионов. Другой разновидностью конских доспехов были попоны из "стеганого шелка", известные по иллюстрациям около 1420 года.
Хотя многие конские доспехи, как находящиеся в музейных коллекциях, так и реконструированные по древним манускриптам и относящиеся по типу к "персидским" или "турецким", на самом деле фактически невозможно идентифицировать, поскольку они постоянно меняли своих владельцев. Их продавали, покупали, они становились частью военной добычи, в связи с чем и весь комплект целиком, и какие-то его отдельные части могли совершать весьма длительные "путешествия" по всему мусульманскому Востоку. При этом количество всадников на защищенных доспехами лошадях находилось в пропорции один на 50-60, имевших незащищенных коней.
В Индии конские доспехи были весьма популярны вплоть до XVII века. Например, Афанасий Никитин описывал виденную им конницу, как "целиком облаченную в доспехи", причем конские маски на лошадях были отделаны серебром, а "у большинства позолочены". Что до конских попон, то они были из разноцветного шелка, бархата, сатина и "ткани из Дамаска".
Интересно, что на персидских миниатюрах начала ХV века уже половина всех всадников сидят на лошадях, защищенных доспехами. В войске Великих Моголов (судя по миниатюрам периода 1656-1657 годов) даже в XVI веке можно было видеть всадников на лошадях, многие из которых имели попоны и защитные налобные маски.
А вот в Европе особую роль в развитии конского защитного снаряжения сыграла Столетняя война, продемонстрировавшая явное превосходство луков и арбалетов над многослойной кольчужно-пластинчатой броней. Уж очень дорогими были в то время рыцарские кони, чтобы подставлять их под стрелы простолюдинов — поэтому-то их и пытались защитить. Не стоит удивляться и тому, что если доспехи рыцаря были в основном рассчитаны на защиту от копья и меча, то доспехи коня в первую очередь должны были предохранять его от стрел.
Причем в первую очередь… падающих сверху! Дело в том, что лучники выпускали их отнюдь не прямо в цель, т. е. в грудь и голову лошади, а посылали их по крутой траектории так, чтобы они поражали всадников и их коней сверху, прежде всего — в круп и в шею в области гривы. Вот почему именно эти части тела коня вплоть до самого исчезновения доспехов и защищались в первую очередь, хотя, разумеется, нагрудными латами оружейники также не пренебрегали. В ХV и XVI веках на лошадях европейских рыцарей появились пластинчатые цельнокованые латы подстать тем, в которые облачались и сами рыцари.
Как правило, они закрывали все тело лошади, включая ее шею и круп. Теперь уже большие металлические платины тканью не покрывали, а украшали позолотой и чеканкой, рисунки для которой разрабатывали многие известные художники того времени. Понятно, что доспехи эти были настолько тяжелы, что носить их могли только лишь самые сильные кони, стоившие (как и доспехи) целое состояние.
Читайте также: Чем лук не угодил рыцарям?
А вот в Японии самураи, хотя и являлись конными лучниками и стреляли из своих огромных ассимметричных луков прямо с седла, коней лишь в редких случаях покрывали бронированной "одеждой". Дело в том, что большую часть территории Японии занимают горы, покрытые лесами. Поэтому там нужны были небольшие резвые лошадки, способные скакать по горным тропам, а не массивные рыцарские кони, как в Европе, способные нести скакать с большим грузом, однако лишь по ровному месту. Поэтому-то там конская броня и не прижилась — также, как и щиты у рыцарей, которых самураи не носили просто потому, что меч они держали сразу двумя руками, а не одной.
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.