Археологические раскопки в Ла-Бастиде, в испанском муниципалитете Тотана, провинция Мурсия, демонстрируют настолько уникальный комплекс укреплений, находящихся в пределах континентальной Европы бронзового века, который можно сравнить только с дворцами минойской цивилизации Крита. Однако кто же воздвиг эту крепость и, главное, с какой целью?
Эта находка самого передового с военной и экономической точек зрения поселения той эпохи ставит новые вопросы о происхождении классового общества в ранней Европе, формировании вооруженных сил и появлении цивилизаций.
Уникальность постройки в Ла-Бастиде (La Bastida), датируемой 2200 годами до нашей эры, заключается в ее неповторимых архитектурных особенностях, не отмеченных более нигде в бронзовом веке. Трехметровые стены сложены из крупных камней и скреплены известковым раствором, отмечается на англоязычном сайте alphagalileo.org. Их поддерживали башни с квадратными основаниями — они расположены на небольшом четырехметровом расстоянии. Высота стен цитадели достигала семи метров.
Обнесенный крепостной стеной город располагался на вершине холма. В крепость вел проход с толстыми стенами и огромными воротами, запиравшимися изнутри на толстые и увесистые деревянные балки. Если учесть, насколько трудно было подвести к ним таран на колесах (если вообще возможно!), то становится ясно, что сломать такие ворота было практически нереально. Вероятно, цитадель скрывает еще много загадок: пока что раскопано шесть башен и всего 70 метров крепостной стены, общий периметр которой — около 300 метров.
Читайте также: Болгарский Геркуланум поделился своими тайнами
Архитектурные элементы Ла-Бастиды типичны для древних цивилизаций Средиземноморья. Прежде всего, это стрельчатая арка превосходной сохранности, расположенная возле главного входа. Это первая арка доисторической Европы, которая известна современной науке. Арки из Трои II (Турция) и городов Ближнего Востока (Палестина, Израиль, Иордания) были созданы под влиянием цивилизаций Месопотамии и Египта. Арка — свидетельство того, что укрепления на Пиренейском полуострове возводили выходцы с Востока. Они могли попасть в Ла-Бастиду 4,3 тысячи лет назад. Спустя 400-800 лет после катастрофы, которая уничтожила хеттскую и микенскую цивилизации, а также города-государства вроде Угарита (торговый город-государство на севере Сирии, также расположенный на холме) этот новаторский по тем временам метод стал применяться в военной архитектуре.
Укрепления Ла-Бастиды представляют собой выдающееся достижение не только архитектурного, но и фортификационного искусства. Сооружение было создано военными инженерами, сведущими в науке стратегии обороны. Башни и крепостные стены имеют наклон свыше 40 процентов, что указывает на совершенное знаниеимиархитектуры и инженерногодела. Известковый раствор придал постройке исключительную прочность. Кроме того, стены не содержат ни одного элемента, за который могли бы зацепиться нападавшие. Маскировка подземного выхода из крепости потребовала, кроме всего прочего, тщательного планирования всей оборонительной структуры.
Радиоуглеродный анализ показал, что первое поселение и наиболее ранние фортификационные сооружения Ла-Бастиды относятся примерно к 2200 году до нашей эры. Таким образом, Ла-Бастида была самой укрепленной крепостью бронзового века, изначально возведенной именно как фортификационное сооружение.
И тем не менее, это был полноценный город. В период с 2008 по 2011 годы здесь было исследовано более 70 квадратных метров площади, на которой раскопаны большие дома и общественные здания, разделенные постройками меньшего масштаба: воротами, проходами и площадями. Большая запруда, рассчитанная на 400 тысяч литров воды, образовавшаяся благодаря 20-метровой плотине — еще одно доказательство в пользу того, что местное население здесь владело технологиями, невиданными для Европы бронзового века.
Мы пока ничего не знаем о том, как была захвачена Ла-Бастида и была ли она вообще захвачена, кто это пытался сделать и сколько раз. Ответ на этот вопрос, возможно, может быть получен, когда археологи раскопают ее оставшуюся часть и проведут соответствующие исследования.
Напомним, что укрепленные города и крепости в древности находились, как правило, на крупных реках или перекрестках дорог. Чтобы не затягивать военную кампанию, их либо брали штурмом, либо подвергали осаде. Гарнизон крепости мог, предприняв неожиданную вылазку, контратаковать противника или перерезать его линии коммуникаций. К изнурительным осадам, прибегали чаще, нежели к генеральным сражениям. Как свидетельствует Библия, в ходе осад нередко использовали военную хитрость. Особенно этим славились иудеи, которые не внесли ничего нового в разработку осадных приспособлений, но активно обманывали своих противников.
Читайте также: Новые сокровища армянской Трои
Особенно показательна в этом отношении осада ханаанейского города Ая (Гая), описанная в Книге Иисуса Навина. Небольшой гарнизон и жители этого места пали жертвой собственной безрассудной самоуверенности и умелых действий нападающей стороны. На длительную планомерную осаду у евреев не хватало ни ума, ни подготовленности собственной армии, состоявшей из народного ополчения. Многие города они так и не сумели захватить, а те, которые смогли, пали жертвой хитрости или предательства. Планомерные осады стали проводить лишь с образованием централизованного государства при царе Давиде (X век до нашей эры) силами профессиональной армии и наемников.
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.