Ученые предложили оригинальную версию, объясняющую некоторые странности наскальных изображений животных каменного века, например такие, как большее количество ног или хвостов. По их мнению, это были первые в мире попытки анимировать картинку, то есть создать что-то вроде мультипликационного фильма. И у первобытных художников все получилось.
Предки европейцев разрабатывали технологию мультипликации и кинематографа еще 30 тысяч лет назад. Древние живописцы стремились вызвать у зрителя иллюзию движения львов и прочих диких зверей. Кроме пластики, в ход шли другие технические эффекты, например, мерцающий свет от горящих факелов и другие новинки каменного века. Кинематограф каменного века не отличался разнообразием жанров и сюжетов. В основном это был один цикл: в мире животных.
Специалист по палеолиту и кинематографист Марк Азэма (Marc Azéma) из Тулузского университета в течение последних 20 лет занимается изучением пещерной наскальной живописи. В центре его внимания находятся две известные французские пещеры Шове, департамент Ардеш (Chauvet/Ardèche) и Ла-Бом-Латрон, департамент Гар (La Baume Latrone/Gard).
Вместе со своим напарником вольным художником Флораном Ривером (Florent Rivère) он пришел к заключению, что живописцы пещерного века использовали технологию, лежащую в основе создания кинофильмов и мультипликации.
Читайте также: Был ли самый древний рисунок эротическим?
Кажется, только те, кому уже хорошо за сорок или пятьдесят, помнят еще детские картинки с элементами примитивной анимации, которые публиковали советские детские журналы. По краю страницы нужно было разрезать ножницами строго по пунктирной линии несколько листов, затем, намотав на карандаш или шариковую ручку первую страничку, необходимо было двигать намотанный листок вверх-вниз. Даже при небольшой скорости создавалась иллюзия движения: мужчина, например, надевал шляпу или собака кидалась за кошкой.
Собственно, иллюзия нынешнего 3D тоже основана на стародавнем эффекте сочетания красного и синего цветов.
В июньской книжке журнала Antiquity авторы статьи сообщают, что художники каменного века намеревались вдохнуть жизнь в свои изображения. На большинстве наскальных рисунков показаны животные в движении.
"Действительно, движение и действие представлены в наскальной живописи в различных манерах," — замечает на сайте ScienceNews специалист по наскальной живописи, археолог Жан Клотт (Jean Clottes), который в настоящее время работает во французском министерстве культуры. Именно он в 1998 году занимался исследованием наскальных рисунков пещеры Шове, насчитывающих более 30 тысячи лет.
Картина в десять метров длиной из пещеры Шове представляет собой как бы охотничью историю. Повествование начинается с того, что несколько львов, пригнув уши и наклонив головы, преследуют добычу. Рядом изображены мамонты и другие животные. Во второй части картины прайд из шестнадцати львов, изображенных благодаря перспективе несколько меньшими по сравнению с соседними животными, бросается на убегающего зубра.
Есть в пещере Шове изображение восьминогого бизона, что, по мнению исследователей, призвано продемонстрировать бегущее животное. Подобный эффект возникает, если принять во внимание, что бизон перебирает копытами.
В общей сложности в 12 французских пещерах насчитывается 53 фигуры, которые бегут, трясут головами или машут хвостами. В частности, в знаменитой пещере Ласко (Lascaux) имеется 20 раскрашенных изображений животных, которые нарисованы с большим количеством голов, ног и хвостов, чем в реальности.
В пещерах Испании и Франции обнаружены каменные и костяные диски с несколькими вырезанными изображениями бегущего животного, похожие на стоп-кадры из мультфильма. В центре дисков просверлено отверстие. Ривер продевал сквозь эти отверстия сухожилия животных и вращал диски: животные на рисунке садились и вставали. Эксперименты, проводимые с 2007 года, дали эффект оптической иллюзии.
Читайте также: Петроглифы — "Фейсбук" бронзового века
Кстати, похожим образом работала основанная на оптической иллюзии игрушка тауматроп (thaumatrope - от двух греческих слов thauma - чудо и trope - вращение), изобретенная около 1825 года. Два изображения, нанесенных на обе стороны диска, совмещались в одно благодаря их быстрому движению между пальцами. Например, если на одной стороне было помещено изображение вазы, а на противоположной — букета цветов, то при вращении оба рисунка сливались воедино, и зритель видел букет цветов, стоящий в вазе. Тауматроп рассматривают в качестве предшественника кинокамер и анимации.
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.