Свою империю инки строили, используя все средства: от дипломатии до военных походов. Порой инки бывали очень воинственными, но они не были настолько кровожадными, какими их описывали испанские конкистадоры. Результаты новых междисциплинарных исследований позволяют сделать вывод о политической мудрости вождей инков.
Начиная, примерно с 1000 года нашей эры правители империи инков стали применять ненасильственную тактику захвата территорий. Об этом пишут антропологи Валери Эндрушко (Valerie Andrushko) из Университета в Нью-Хейвене (штат Коннектикут) и Эльва Торрес (Elva Torres) из перуанского Национального института культуры в Куско, бывшей столице инкской империи, в статье, опубликованной в конце сентября в американском журнале по антропологии American Journal of Physical Anthropology.
Читайте также: Древние перуанцы вредили природе
Кажется, инки меньше внимания уделяли войне, чтобы покорить другие народы. Война была лишь одним из элементов более сложной стратегии экспансии. Инки применяли экономические, политические, идеологические и дипломатические методы для завоевания и сохранения своей власти. Они больше полагались на политические союзы и тактику идеологического контроля, приводит слова антрополога Эндрушко интернет-портал Science News.
Свои выводы ученые сделали на основании вот каких наблюдений. Специалисты исследовали 454 скелета взрослых людей, обнаруженных на завоеванных инками территориях и принадлежащих к разным периодам существования цивилизации инков. Лишь у незначительной части останков имеются следы увечий, нанесенных боевым оружием.
Лишь у одного из 36 черепов мужчин, живших между 600-м и 1000 годом — до возникновения могущества инков, — были обнаружены боевые раны. В период между 1000-м и 1400 годом — времени активного расширения империи инков — они были найдены у пяти из 199 скелетов (2,5 процента), а в период с 1400-го по 1532-й — когда империя инков находилась в апогее своего могущества — следы от оружия были найдены у 17 из 219 останков (7,8 процента). Несмотря на видимый рост ранений и серьезных увечий, оставленных после 1400 года, антропологи все же считают их спорадическими. На поверку выходит, империя инков знала времена ненасильственной территориальной экспансии. Исследовательницы не первыми высказывают подобное вполне обоснованное предположение.
Эти исследования "дополняют все возрастающее количество свидетельств того, что кровопролитные конфликты были далеко не единственным способом расширения власти инков, хотя необходимо получить данные и по другим регионам, которые, как считается, были завоеваны инками", прокомментировал статью старший преподаватель антропологии в Южном методистском университете Алан Кови (Alan Covey).
Будучи автором опубликованной в 2006 году книги How the Incas Built Their Heartland ("Как инки строили свою империю"), Алан Кови и сам предлагает заново прочитать испанские хроники, сфокусировав свое внимание на процессах, а не только на исключительных событиях, происходивших повсюду в регионе, окружающем столицу империи инков Куско. Внимание историка в первую очередь обращено на происходившие в регионе долгосрочные изменения, а не только на героические деяния инкских правителей. Автор книги в равной мере использует как исторические, так и археологические доказательства для подкрепления своей точки зрения.
Алан Кови в своей книге предложил альтернативный взгляд на политическую прозорливость правителей империи инков. А ведь не только прежде, но и до сих пор еще бытует традиционное представление, что процесс распространения инков по континенту, когда они, словно лесной пожар, перевалили через Анды, был приведен в движение единственным харизматическим правителем инков Пачакутеком Юпанки (на языке кечуа Pachakutiq Yupanki), или Пачакути.
Считается, что девятый правитель империи инков правил между 1438-м и 1471 годом. Правление Пачакутека Юпанки началось с победы над воинственным народом чанка. В 1438 году 40-тысячное войско чанки осадило столицу инков Куско. Престарелый отец Пачакути, по имени Сапа Инка Виракоча, вместе с наследником Урко укрылся в крепости Калка. Пачакутек возглавил войско инков, с которым освободил Куско от осады и уничтожил основные силы врага. Вопреки правилам престолонаследия отец назначил Пачакутека своим наследником.
Читайте также: Древние перуанцы поклонялись лисе
Сапа Инка Пачакутек и его полководцы стремились присоединять другие племена мирным путем. Военные действия применялись только в случаях крайней необходимости. Самый подробный биограф Пачакутека Инка Гарсиласо де ла Вега сообщал: "Этот столь могучий народ (Ванка), так любивший собаку, что боготворил ее, Инка Капак Йупанки (Юпанки) завоевал скорее лаской и подарками, чем силой оружия, потому что они стремились стать прежде господами душ, чем тел.
После умиротворения Ванков он приказал разделить их на три группы, чтобы избавить их от ссор, которые их раздирали, а также поделить их земли и установить границы. С тем же добрым порядком и умением Инка Капак Йупанки завоевал многие другие провинции… Среди них самыми главными были провинции Тарма и Пумпу, которые завоевали почти без сражений" — как сказано в комментарии, благодаря переговорам и преимуществам, которые получали эти провинции, переходя под правление инков.
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.