В Великобритании найдено массовое захоронение с останками 97 младенцев. Поскольку могильник располагался неподалеку от античного борделя, историки пришли к жуткому выводу — римляне систематически убивали детей, рожденных проститутками. И, что самое печальное, никому за это ничего не было, то есть эти убийства были разрешены тогдашним законом.
Братская могила была раскопана в Хамблдене (Hambleden), английское графство Бакингемшир, еще весной-летом прошлого года. Холм, который возвышается посреди пшеничного поля, с давних пор радует археологов многообразными находками. Примерно две тысячи лет назад юго-восток Англии, где расположен Хамблден, был частью древнеримской провинции.
Первоначально виллу Юден (The Yewden Villa), которую обнаружили около ста лет назад, посчитали загородным домом высокопоставленного римлянина. О чем говорили обнаруженные здесь многочисленные артефакты. Местный археолог Альфред Хенедж Кокс (Alfred Heneage Cocks) в 1921 году сообщал о том, что под руинами некоторых строений погребены останки младенцев. Однако рукописи Кокса со временем затерялись в запасниках музея естественной истории графства.
Новые исследования позволили ученым сделать несколько иные, нежели прежде, выводы. Так, директриса частного исследовательского института 'Chiltern Archaeology' Джил Айерс (Jill Eyers) в интервью компании BBC сказала, что "единственным убедительным объяснением" может служить нахождение здесь лупанария — борделя античного Рима. Происхождение этого слова этимологически связано с lupus - "волк", поэтому проституток называли "волчицами". Другие специалисты высказываются не столь категорично, но в преднамеренном и систематическом убийстве детей уверены и они.
Читайте также: Погибшего гладиатора выбросили на свалку
Несмотря на то что археологи довольно часто натыкаются на захоронения, в которых присутствуют детские скелеты, находка такого большого количества останков ребятишек до двух лет и младенцев в одном месте — случай небывалый. Это подтверждает палеонтолог Саймон Мэйс (Simon Mays), биолог из английского исследовательского центра археологии, который специализируется на изучении останков виллы Юден. Исключением, подтверждающим правило, может служить находка, сделанная в 1988 году на юге Израиля. Тогда в канализационных стоках терм в Ашкелоне обнаружили скелеты сотен новорожденных младенцев.
Антропометрические данные указывают: младенцы умерли приблизительно на 38-40-й неделе развития, практически сразу после рождения. Доказательством служит одинаковый размер найденных костей. Если бы дети умерли естественной смертью, то и возраст умерших был бы разным. Археолог Джил Айерс заявила, что мальчиков и девочек в захоронении равное количество. У некоторых отмечен врожденный дефект коленной чашечки, обусловленный очень редким геном. Это говорит о том, что их произвела на свет одна и та же женщина или же ее сестры.
В ходе нынешних исследований ученые столкнулись с еще кое-какими головоломками. Например, найдены останки семьи из пяти человек, которые погребены на дне колодца. Неизвестно, что послужило причиной их смерти. Кроме того, примерно в миле вниз по реке от Хамблдена есть еще одно римское поселение. Может, они были как-то связаны между собой.
"Рождение ребенка было большим праздником для римлянина, — писал французский историк Поль Гиро. — Если семья носила в это время траур, она снимала его, так как новорожденный должен был утешить в потере умершего. Новорожденного кладут у ног отца, и если тот подымает его, значит, он признает его своим и хочет, чтобы его вскормили; оставляя же его лежать у ног, он как бы заявляет, что отказывается от ребенка и бросает его на произвол судьбы. Тогда младенца выносят на дорогу, где он умирает от голода и холода, или становится добычей собак, или же подбирается особыми предпринимателями, которые эксплуатируют нищих; редко какая-нибудь чужая семья усыновит его".
В соответствии с римским правом, ребенок, не достигший двухлетнего возраста, считался собственностью отца, и тот был волен поступать с ним как угодно. В случае рождения младенца, у которого наблюдался какой-то физический недостаток, ему почти всегда была уготована насильственная смерть.
В подтверждение тезиса об отличном от современного взгляда на детоубийство, на сайте британского издания Daily Mail приводится сокращенный текст письма свободного римского гражданина — civis Romanus, датированное I-м годом до нашей эры.: "Я все так же в Александрии. Заклинаю тебя позаботиться о нашем малыше. Как только получу плату за свои труды, тотчас отправлю деньги тебе. Если родишь (да пребудет с тобой удача!) мальчика — оставь его, если девочку — избавься от нее". Детоубийство было официально запрещено не ранее 374 года, когда римский император Константин объявил христианство государственной религией.
Благодаря руинам в Помпеях и Геркулануме, нам хорошо известно. как выглядели лупанары-бордели той далекой эпохи, с недвусмысленными надписями на их пороге: 'Hic habitat felicitas' ("Здесь обитает счастье") или 'Sum tua aere' ("Твоя за деньги"). Комедии и пьесы римских драматургов Плавта и Теренция доводят до нас сведения о царящих в них нравах. Эстетическим идеалом красавицы для римлян служили женщины с пышными формами. Достаточно взглянуть на римские статуи в музеях, среди которых нет ни толстух, ни худышек. Большие груди и широкие бедра являлись, прежде всего, свидетельством плодовитости женщины и ее физической привлекательности.
Секс для римлян представлялся даром не только богини любви Венеры, но и вообще всех небожителей. Анаграммой города Рима (Roma) была сама любовь — amor. Чуть ли не единственным табу для свободного римского гражданина был сознательный выбор пассивной роли в сексуальных отношениях. Это считалось позорным. Римлян, которым нравилось исполнять эту роль, презрительно называли "кинед" (cinaedus) или "патикус" (pathicus). У них даже юридический статус был иным, как у проституток, гладиаторов и актеров: они не имели права голосовать и не могли представлять себя в суде.
Впрочем, мораль тоже подвергалась изменениям: советы Овидия любовникам, данные поэтом в "Науке любви", были неприемлемы во времена Катона. По официальной версии, император Август сослал Овидия за безнравственные высказывания, содержащиеся в его книге. Например, в подчинении любимой женщине и доставлении ей наслаждения, что позорно для свободного гражданина.
Римские жрицы любви состояли из двух категорий — меретрисы и проститутки. "Меретрисами называли продажных женщин, которые работали только по ночам, — сообщает Пьер Дюфур в своей "Истории проституции", — а проститутки трудились, не покладая рук, все время, день и ночь". У проституток не было постоянного места жительства, им часто приходилось менять свой наряд и имя, чтобы избежать преследования властей. Это был самый низкий класс плебеев. Меретрисы свободно занимались своим ремеслом, зачастую поджидая клиентов у хлебопекарен.
"Блиды были самыми ничтожными, самыми презренными проститутками, которые из-за пристрастия к вину и разврату настолько огрубели, что уже мало подходили для своего ремесла, которым они тем не менее все еще продолжали заниматься, — пишет Пьер Дюфур. — Их прозвище образовано от названия лиственной свеклы — blitum - безвкусного, тошнотворного овоща. Если кто-либо осмеливался назвать честную женщину блидой, тем самым наносил ей страшное оскорбление".
Стоимость услуг в публичных домах низшего разряда колебалась в размере от двух ассов — стоимость бокала дешевого вина — до четырех. В более престижных доходила до 16 ассов, сущих грошей по сравнению с тысячами сестерций, которые платили известным куртизанкам. Кстати, проститутками в Риме работали и мужчины. В отличие от женщин, которые были разного возраста и относительно дешевы, мужчины-шлюхи, как правило, были молоды и всегда требовали высокую плату. Причем сексуальным объектом они являлись прежде всего для аристократов-мужчин, а уже во вторую очередь для женщин.
В одном из отрывков Сенека писал, что в некоторых лупанариях меретрисы, стоя у ворот в ожидании клиентов, вешали на шею или прикрепляли ко лбу табличку (возможно, отсюда берет свое начало выражение "у меня на лбу не написано"). По поводу уничтожения детей проституток у античных авторов, кажется, ничего не сказано. Зато некоторые исследователи полагают, что в качестве контрацептива римлянки использовали овечьи кишки и другие мембраны животного происхождения. Известны и другие методы предотвращения беременности. С античных времен и вплоть до средневекового гонения на ведьм, женщины в Европе традиционно использовали контрацептивы растительного происхождения.
Читайте также: Древние римлянки наряжались от-кутюр
По этой причине ссылки на недостаток возможностей по предотвращению беременности в античную эпоху хотя и имеют смысл, главную причину в брутальном обхождении с младенцами следует искать в неустанном стремлении к господству, которое, по замечанию историка Отто Кифера, обусловило римский садизм.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.