Археологи продолжают вести раскопки в тоннелях Первой мировой

Подземные сражения Первой мировой войны

Археологи из Великобритании и Франции продолжают вести раскопки систем глубоких тоннелей, использовавшихся во время Первой мировой войны для подрыва укреплений противника. Апогей подземной войны пришелся на начало ХХ столетия. Ни до, ни после этой мировой бойни саперам не приходилось так часто демонстрировать свое мастерство.

В любом военном конфликте противоборствующие стороны постоянно ищут новые способы и средства для победы над противником. В вечном противостоянии щита и меча минувшее столетие, отмеченное самыми кровопролитными сражениями в истории человечества, обогатилось новыми способами ведения военных действий. Из истории военного искусства нам хорошо известно о первом применении химического оружия на Ипре в 1915 году и танков во время битвы на Сомме в 1916 году. Намного хуже мы информированы о подземной работе саперов, сооружавших длинные тоннели под вражескими фортификациями.

Историки военного искусства не могут назвать точную дату начала подземной войны. По всей видимости, подкладывать мины начали с того момента, когда вместо длительной осады крепостей стали прибегать к их штурму. Первыми штурмовать крепости научились древние ассирийцы. Именно их армии устремлялись в проломы крепостных стен, сделанные таранами или обрушенные каким-либо другим способом. До появления огнестрельного оружия самым важным было грамотно провести подкоп.

Для строительства подкопа, чтобы обрушить участок стены, достаточно было извлечь грунт из-под фундамента. На этом тернистом пути саперов — то есть "строителей подкопа" — ожидал большой объем земляных работ, так что подчас трудно было сохранить в тайне ведущиеся работы. Заметив с крепостных стен вход в галерею или услышав шум подземных работ, ее защитники, если они не могли противодействовать подведению мины контрподкопом, успевали выстроить за предполагаемым местом пролома новое ограждение.

С изобретения пороха в XV-XVI веках началась новая эра использования саперами взрывчатых веществ. Достаточно было проложить подземный ход с крошечной камерой в конце. Коридор, по которому уже не должны были в два ряда двигаться рабочие с тачками, мог быть очень длинным. Вход в него располагался настолько далеко от стен, что обороняющиеся, даже зная о строительстве мины, не могли догадаться, о ее точном местонахождении. Первый достоверный случай применения пороха для подрыва укреплений относится к 1487 году.

Фото: AP

При осаде Стародуба в 1535 году поляки заложили пороховую мину, и с этого времени русская армия успешно переняла этот опыт. 22 августа 1552 года войско царя Ивана Грозного осадило хорошо укрепленную Казань, окруженную пятикилометровой стеной из набитых землей дубовых клетей. Подступы к стене прикрывал ров шириной 6,5 метра и глубиной 15 метров. Несмотря на участие в осаде артиллерии и штурмовых башен гуляй-города, основной удар планировали нанести при помощи четырех подкопов.

Осадные работы велись под руководством "розмысла" (инженера) дьяка Выродкова, который несмотря на то, что вместо цифр ему приходилось пользоваться численными значениями букв кириллицы, подвел все четыре мины точно к указанным целям. Татары ни в одном из случаев ничего не заподозрили — подкопы велись на большой глубине.

Читайте также: Смертельный подарок от воинственного епископа

Первый взрыв уничтожил подземный ход, по которому осажденные выходили к реке за водой. Второй взрыв уничтожил укрепления, прикрывавшие подступы к наиболее уязвимым Арским воротам. Благодаря этому отряд стрельцов захватил Арскую башню. Сразу два последних взрыва одновременно уничтожили Ногайские ворота и участок стены возле Арских ворот. В последнем случае использовали заряд из десяти возов пороха (примерно современная тысячекилограммовая фугасная авиабомба). После общего штурма — Казань пала.

В XVI-XVII веках подкопы строили везде, где применялся порох. В 1521 году турецкая мина разрушила стену замка госпитальеров на Родосе. Гроссмейстер ордена лично возглавил оборону пролома для отражения янычар, но сдержать натиск нападавших не удалось. Последствием этого взрыва было вынужденное переселение рыцарского ордена на Мальту.

Фото: AP

Первые саперные роты, командиры которых были дипломированными инженерами, организовал выдающийся военный инженер, маршал Франции СебастьенЛеПретрдеВобан. В 1670-х годах, назначенный руководителем всех инженерных работ, Вобан упорядочил приемы использования подземных мин. Под его руководством в 1686 году в Турнэ провели опыты над минными взрывами, которые заложили основы теории минного искусства, позднее разработанной другими его соотечественниками. При Петре I "работать сапкой" (идиома "тихой сапой" происходит от французского слова sар(р)е, "траншея") приучались и русские инженеры — наследники умельцев-розмыслов.

Саперные работы для подвода к вражеским позициям мин в период Первой мировой войны начались уже в середине ноября 1914 года. Одну из первых взорванных подземных мин заложили немецкие бойцы 2-й роты 30-го Рейнландского саперного полка. При взрыве 40-килограммового заряда образовалась воронка диаметром 6,5 метра — чуть больше, чем от разрыва 203-милиметрового гаубичного снаряда.

Отличились саперы и в битве на Сомме — наступательной операции британо-французских войск на позиции кайзеровских войск в июле 1916 года. В окрестностях деревни Ла-Буасель до сих пор можно наткнуться на огромные воронки. Самая крупная из них, Лохнагар, достигает 21 метра в глубину и 82 метров в ширину. Саперы 28-й французской дивизии провели, наверное, первую подземную минную атаку южнее реки Соммы в октябре 1916 года. Командование рассчитывало, что мины уничтожат личный состав противника и французская пехота без особого труда и потерь со своей стороны захватит позиции. Саперы начали рыть несколько туннелей, каждый длиной около 300 метров.

Во время Мессинской битвы в июне 1917 года британскими саперами (в массе своей это были призванные на военную службу профессиональные шахтеры) вырыт 21 тоннель и заложено 455 тонн взрывчатых веществ, в результате чего в плен попало 7200 солдат и 145 офицеров, а также большое количество пулеметов противника.

При таких работах, как и встарь, было нелегко выдержать направление туннеля и сохранить заданную глубину. Так, при прокладке первой контрмины русскими саперами в осажденном Порт-Артуре в 1904 году туннель через десять метров оказался на поверхности. Уличить этих саперов в некомпетентности легко, труднее понять, как горнодобывающий инженер мог работать в таких условиях. Дело в том, что размеры туннеля обычной горнодобывающей шахты определяются удобством для шахтеров, условиями работы, перевозки добытого угля или руды на поверхность, толщиной угольного пласта.

Для военных нужд пришлось разрабатывать новые приемы крепления стен и потолков туннелей, поскольку применявшиеся в гражданских шахтах, здесь не годились. Оказались малопроизводительными традиционные шахтерские инструменты и малопригодными — средства освещения, хотя ими продолжали пользоваться вплоть до 1915 года.

Особо сложным оказалось провести вентиляцию. Обычно в шахтах вверх пробиваются специальные стволы, по которым подается свежий воздух и отсасываются рудничные газы. Для подземных мин через каждые полсотни метров вентилятор не поставишь, а вследствие малого сечения туннеля воздух в нем очень быстро становится непригодным для дыхания. Вдобавок требуется постоянно откачивать грунтовые воды.

Во Второй мировой войне тоже не обошлось без подземной войны, хотя по сравнению с Первой мировой таких операций было намного меньше. В Сталинграде солдаты обеих армий умело пользовались уже готовыми городскими коммуникациями. Что касается боевых действий вне населенных пунктов, то к числу безусловных удач можно отнести бои за стратегически важную высоту 269,8 — Зайцеву гору, расположенную восточнее Смоленска. Засевшие на ней осенью 1942 года солдаты вермахта раз за разом отбивали атаки красноармейцев. Через некоторое время чудовищный взрыв напрочь снес всю вершину Зайцевой горы. В результате взрыва 25 тонн тринитротолуола образовалась 20-метровая воронка глубиной 20 метров и детонировали склады с боеприпасами, расположенные у ее подножия. Больше штурмовать высоту уже не пришлось.

Читайте также: Подземный ход древнего бога

В XXI столетии подземные войны практически не ведутся. За исключением локальных конфликтов с применением партизанских методов ведения войны. Как это наблюдалось в ночь с 27 на 28 июня 2004 года в секторе Газа, когда палестинцы провели туннель и взорвали израильский блокпост.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить