В центре Великого Новгорода завершились археологические работы на месте, где в средневековье находилась городская окраина. Опыт свидетельствует, что даже точечное изучение территории древнего русского города вознаграждает обильным историческим материалом. В будущем подобные раскопы могут появиться и в других местах в исторической части города.
Территорию на месте Загородского раскопа в нынешнем Новгороде в 10 веке разбили на земельные наделы, но первые усадьбы здесь появились только в конце 11 - начале 12 столетий. Спустя еще одно столетие, скорее всего, после мора 1216 года этот загородный участок на долго забросили. Однако в 14 веке здесь проложили довольно приличную по тем временам улицу.
"Ширина улицы была достаточно широкой для Новгорода - 4 метра - это говорит о том, что улица была одной из главных. Прослеживаются даже вдоль улицы такие пространства доусадебные, по всей видимости, они связаны с тем, чтобы повозки могли здесь разъезжаться", - рассказал в интервью "Вестям" руководитель археологических работ на Загородском раскопе, научный сотрудник института археологии РАН Олег Олейников.
Помимо вполне обыденных находок из глины, стекла и других материалов специалисты нашли в культурном слое 10 вислых печатей 14-15 веков и три заготовки для них, несколько десятков русских и западноевропейских товарных пломб. Кроме того обнаружили писанку - сувенирное яйцо, расписанное глазурью, предположительно, доставленное из Византийской империи.
Читайте также: Старинный клад помнит хана Батыя
"Это дорогая вещь. Ее дарили или покупали для себя богатые люди", - пояснил Олег Олейников. Но почему-то научный сотрудник промолчал о главном. Писанка - это оберег! Для большинства из нас обычай раскрашивать яйца ассоциируется с христианским праздником Пасхи, однако, по археологическим свидетельствам, этот обычай намного старше. Вот и нынешняя находка тому прекрасная иллюстрация.
Во многих древних культурах яйцо почиталось как символ жизни и семейного благополучия. Во многих мифах, принадлежащих к абсолютно разным культурным традициям, есть образ мирового или космического яйца, из которого возникает вселенная или некая персонифицированная творческая сила: Бог-творец, культурный герой-демиург. Иногда даже весь людской род или первый человек на земле (как первопредок человечества из древнекитайской мифологии Пань-гу). Фольклорные мотивы рождения человека из яйца и превращения яйца в человека можно встретить у самых разных народов.
В захоронениях языческого периода археологи находят как натуральные, так и выполненные из различных материалов яйца. Самые древние яйца выполнены из драгоценных и полудрагоценных камней и минералов. При раскопках в этрусскихгробницах находили страусовые и куриные яйца, иногда даже раскрашенные. Порой из мирового яйца рождаются разные воплощения злой силы, в частности змей или смерть. В греческом мифе Кронос оплодотворяет одним семенем два яйца, из которых рождается чудовище Тифон.
Известны мифы, когда с образом яйца связывают членение времени. Например, в русской загадке о годе, месяцах и т. д. говорится: лежит брус через всю Русь, на этом брусе двенадцать гнезд, в каждом гнезде по четыре яйца, а в каждом яйце по семь цыплят. В славянской традиции яйцо - источник жизни или смерти в зависимости от воли и фазы Луны. Характерен сказочный мотив о яйце, в котором спрятана смерть Кащея, который, на самом деле не кто иной, как демиург, то есть творец этого мира, способный как создать его, так и разрушить (отрицательным персонажем он становиться лишь после принятия христианства, поскольку новый демиург не должен был иметь никаких конкурентов). У восточных славян яйцо занимает не только центральное место в празднике Пасхи, но и выступает в качестве главного символа. Нескончаем спор о том, кто же появился раньше - яйцо или курица.
Курица и Петух, рождение и продолжение рода которых неразрывно связаны с Яйцом, издавна почитались на Руси. В Светлое Христово Воскресение писанку клали в воду, и этой водой, собираясь к заутрене, умывались молодые девушки, чтобы взять от зари румянец. В понедельник пирогами и писанкой дети благодарили крестную. По домам ходили ватаги парней, волочебники, пели христославные песни и в награду получали от девушки писанку, в которой сам дух Божий и его сорок милостей. Писанка отмыкала сердце для любви, придавала силу плодородия, защищала от сглазу и порчи, наговоров, болезней, стихийного бедствия, бедности, даровала красоту и богатство, надежду на счастливое замужество и урожай. Ее держали в доме, как икону. Дарением писанки скреплялось родство. Через писанку шла передача душевного тепла от человека к человеку, шла передача священных знаний от поколения к поколению. Продавать писанку - непростительный грех, даровать - значило честь оказывать.
Читайте также: "Вашу ручку!", или Чем мы пишем
Писанки, считали наши предки, это звезды, рожденные Богородицей-пчелой. Один раз в году, в Чистый Четверг, в предрассветный час выносили женщины на порог пряслице и пряли шерстяную нить. Вращаясь, веретено вязало "завязь" - золотой зародыш жизни. Накануне вечером брали воду для красок из семи родников или криниц - в честь семи звезд Плеяд, где, по преданиям, обитал сам Господь. Так и рождались писанки - символ вечной жизни, миниатюрные вселенные и надежные защитники от всех жизненных невзгод.
Читайте также в рубрике "Наука и техника"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.