Британские и американские ученые выяснили, что у австралопитеков (предков людей) был интересный способ регулирования половой и возрастной структуры своих групп. Самки после достижения совершеннолетия покидали свою стаю и отправлялись в путешествие, чтобы примкнуть к чужой "семье". А вот самцы оставались в своей родной стае до самой смерти.
Данное открытие проливает свет на весьма загадочную для антропологов часть жизни предков человека. До сих пор о том, каким образом формировались стаи древних гоминид, а также каков был их возрастной и половой состав, практически не было ничего известно. Строились самые разные модели, в основе которых были данные, полученные в результате наблюдений за динамикой социальной ми половой структуры групп других человекообразных обезьян, в частности, обыкновенного шимпанзе (Pan troglodytes), бонобо (Pan paniscus) и двух видов горилл (Gorilla gorilla и Gorilla beringei). Однако эти данные были весьма противоречивы.
Так, например, у шимпанзе при достижении совершеннолетия самцы, как правило, покидают родительскую группировку, а самки в большинстве случаев остаются в стае. Что касается горилл, то у них все строже — все совершеннолетние самцы и самки обязаны покинуть "родимый дом", поскольку самец-вожак нетерпим к любой (даже потенциальной) попытке оспорить его статус доминанта, а его "жены" чрезвычайно ревнивы. Традиционно считалось, что у представителей рода Homo в данной ситуации, судя по всему, работал "вариант шимпанзе", а близкие к ним австралопитеки следовали "обычаю горилл". Однако эти гипотезы строились исключительно на схожести общего образа жизни — как мы помним, Homo были всеядными с уклоном в поедание падали (подобно шимпанзе), а австралопитеки больше склонялись к растительной диете (как гориллы).
Читайте также: Человека создал все-таки… труд
Однако недавние совместные исследования британских и американских антропологов показали, что, видимо, у некоторых предков человека был особенный способ регулировать возрастно-половой состав своих сообществ. По крайней мере, это можно с уверенностью сказать про австралопитека африканского (Australopithecus africanus). Эти существа обитали на территории современной Южной Африки примерно 3,5-2,4 миллиона лет тому назад. По данным антропологов, это были полностью прямоходящие гоминиды, хотя, судя по всему, могли замечательно лазить по деревьям (этакий "усовершенствованный" вариант шимпанзе). Рост этих обезьян составлял около 1-1,5 метров, вес доходил до 20-45 килограммов, а вот объем мозга был весьма невелик — около 425-450 кубических сантиметров.
По мнению большинства исследователей, африканский австралопитек являлся более дальним родственником современному человеку, чем обитавший с ним практически одновременно в Восточной Африке австралопитек афарский (Australopithecus afarensis). Однако, в отличие от последнего, ученые лучше представляют себе его внешний вид, поскольку еще в 1936 году антрополог Роберт Брум обнаружил весьма хорошо сохранившийся череп взрослого представителя австралопитека в гроте Стеркфонтейн, близ Йоханнесбурга. А в 1956 году гипсовому отливу черепа в Москве, в знаменитой лаборатории Герасимова была сделана реконструкция внешнего облика хозяйки данного черепа, которую ученые назвали "мисс Плэз".
Выяснилось, что эта мисс по внешнему виду была очень похожа на шимпанзе — она обладала такими же ушами, лбом с нависающими надбровьями и маленьким уплощенным носом. Волосы на ее голове, правда, были длиннее, чем таковые у шимпанзе. А вот лицо и лоб были полностью свободны от растительности, да и тело, судя по всему, тоже не было особенно мохнатым — короткая редкая шерсть присутствовала лишь на плечах и на спине.
Исследуя степень и характер повреждений зубов у особей африканского австралопитека, антропологи пришли к выводу, что в его рационе значительную роль занимала растительная пища. Задние зубы сильно стачивались к концу жизни, что говорит о том, что им постоянноприходилосьперетирать грубые волокна. И, кстати, именно зубы помогли разгадать и ту загадку, о которой говорилось в начале статьи.
Антропологи Джулия Ли-Торп из Оксфордского университета (Великобритания) и Санди Копленд из университета Колорадо (США) провели комплексный химический анализ окаменелостей зубов австралопитеков, возрастом 1,8 — 2,2 миллиона лет, которые были найдены в двух южноафриканских пещерах. По мнению ученых, там встречались как мужские, так и женские зубы. Исследователей особенно заинтересовал изотопный состав химического элемента стронция (Sr), присутствующего в этих зубах и вот почему.
Этот металл, являющийся близким родственником всем известному кальцию, обычно используется в роли своеобразной биологической метки. Дело в том, что он присутствует в любой почве, а соотношение его изотопов для каждого конкретного места является уникальным. Из почвы данный металл через корни попадает в растения, а из них — в организмы животных. Там он обычно накапливается в костной ткани и в зубах.
Причем в последнем случае накопление стронция прекращается тогда, когда заканчивается рост постоянных зубов. Поэтому, сравнив изотопный состав этого металла в зубной ткани взрослого человека и в окрестных почвах можно точно сказать, откуда родом данный представитель человечества (или, на худой конец, местный он, или нет).
Именно такой стронциевый анализ зубов австралопитеков и провели антропологи, параллельно выяснив изотопный состав Sr в почвах близ пещер. В результате выяснилось, что в мужских зубах соотношение изотопов стронция точно такое же, как и в окрестных почвах, а вот в женских — нет. Это говорит о том, что самки не родились в данной местности, а откуда-то пришли туда, будучи уже взрослыми.
Исходя из этого, исследователи предположили, что, возможно, у австралопитека африканского при достижении совершеннолетия особи женского пола покидали родную стаю и отправлялись в путешествие. В итоге они присоединялись к другим группам этого же вида. А вот самцы, судя по всему, все свою жизнь проводили в той группе, в которой родились. Ученые также предполагают, что подобный стереотип поведения мог быть характерен и для других видов гоминид, в частности, для древних представителей рода Homo.
Однако знаменитый исследователь древних людей Оуэн Лавджой из Кентского Университета в штате Огайо (США) не вполне согласен с подобными выводами. Он говорит, что, возможно, здесь работал видоизмененный "вариант горилл", то есть родную группу покидали все совершеннолетние самцы и самки. Однако последние действительно могли отправиться в путешествие, что бы найти себе новую стаю, а вот представители сильного пола образовывали новые группировки недалеко от тех мест, где родились. Последовать за самками они вряд ли могли, поскольку у большинства человекообразных обезьян самцы, как правило, очень агрессивны, и в "другую семью" их бы просто не приняли. А вот более миролюбивые и покладистые самочки могли хорошо прижиться в любой стае.
Теперь антропологи хотят выяснить изотопный состав стронция в максимальном количестве мест Южной Африки (есть данные о том, что за 2 миллиона лет он там практически не изменился). Это даст им возможность понять, откуда были родом пришлые самочки. Что, в свою очередь, подробнее расскажет об ареале Australopithecus africanus в те времена, а также о том, какими путями происходили миграции особей данного вида.
Читайте также: Наши предки питались… друг другом
Кроме того, как заявил Санди Копленд на пресс-конференции, посвященной данному открытию, теперь этот метод могут взять на вооружение эксперты-криминалисты. С помощью него они смогут определить, являлся ли, например, погибший человек, местным жителем или приехал откуда-то издалека (в том случае, если никаким другим способом это выяснить не удается). Так что методы, разгадывающие загадки древних людей, вполне могут пригодиться и в наше время.
Читайте также в рубрике "Наука и техника"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.