Чилийские ученые исследовали шахту, которая была прорыта на севере страны 12000 лет тому назад. Древние люди, являвшиеся носителями загадочной культуры Уэнтелаукен, добывали в ней железную руду. Но не для того, что бы делать орудия труда, а ради красной краски. Этой священной краской они покрывали свое оружие, а также, возможно, одежду и тела.
Как вы думаете, для чего люди роют шахты? Правильно, для того, что бы добывать полезные ископаемые. А для чего они их добывают? Здесь возможны разные варианты ответа, однако логично предположить, что если речь идет о месторождениях железной руды, то, наверное, для того, что бы выплавлять из этой руды металл. Но, оказывается, так бывает не всегда. Оказывается, иногда руду добывают для того, что бы делать из нее краску.
Именно такую шахту недавно обнаружили на севере Чили в округе Антофагаста неподалеку от города Татал. Шахта, надобно заметить, не маленькая — она уходит на 40 метров в глубину. По оценкам ученых, за время ее функционирования из этой шахты было добыто около 700 м3 (2 000 т) скальной породы, из которой было получено 2 тыс. т оксида железа (III) (минерал гематит). Он-то и являлся источником красной краски. Но, что самое удивительное, началась разработка этой шахты, ни много, ни мало, 12 000 лет тому назад.
И вот здесь то и возникает вполне естественный вопрос — кто же были эти первые шахтеры. Дело в том, что север Чили был заселен около 13 000 лет тому назад таинственными племенами, про которых сейчас известно только то, что они были носителями культуры Уэнтелаукен. Данная культура в основном представлена черешковыми каменные наконечниками копий и гарпунов и точеными каменными дисками с зубцами по краю (похожих на картриджи современной циркулярной пилы, только из камня). Никаких следов керамики, земледельческих, гончарных и кузнечных орудий уэнтелаукенцы после себя не оставили. Скорее всего, потому, что у них ничего этого не было.
Читайте также: Цивилизацию майя создали вулканы?
Эти люди в основном были охотниками, собирателями и рыболовами. Считается, что более половины животных белков им давала наземная охота, более трети — морское рыболовство и десятую часть — сбор съедобных моллюсков, компонент же растительной пищи в их рационе был весьма незначительным. Судя по всему, они постоянно кочевали — то спускались к морю, то уходили в горы. Цикличность этих кочевок зависела от смены сухого и влажного сезонов.
Итак, получается, что данную шахту заложили люди, которые, по сути, на тот момент пребывали в каменном веке. Это кажется практически невероятным — ведь, как мы понимаем, у охотников того времени не было возможности делать обширные запасы еды. А те, кто работает в шахте (пусть даже это пленники, захваченные в результате войн с соседями), сами еду не добывают, но в этой еде нуждаются. Кто же и как их кормил, если порой охотникам самими-то еды не хватало?
Кроме того, работа в шахте (к тому же еще и каменными орудиями труда) — дело тяжелое, тут двумя-тремя людьми не обойдешься. Однако в племени, которое занимается охотой, "лишних" рабочих рук просто не бывает — отсутствие одного-двух добытчиков может поставить всю общину на грань голодной смерти. Между тем, судя по всему, народу в шахте трудилось изрядно — археологи обнаружили около 500 каменных молотков, и это только те, которые использовались на первых этапах разработки месторождения.
Кроме того, группу ученых под руководством профессора Диего Салазара из Университета Чили, которая, собственно говоря, и нашла два года назад вход в эту шахту, поразило то, с каким мастерством производилась добыча полезных ископаемых. "Наша находка показала, что разработка месторождения требовала немало навыков. Для добычи железа люди должны были обладать определенными техническими знаниями и высоким уровнем социального сотрудничества, которые передавались из поколениявпоколение" — рассказал профессор Салазар. Получается, что всего-то за тысячу лет уэнтелаукенцы превратились в опытных шахтеров. Однако как они смогли научиться этому нелегкому горному делу?
Как видите, данная находка несет пока больше вопросов, чем ответов. В то же время именно Салазару и его коллегам удалось понять, для чего охотники каменного века добывали железную руду. Дело в том, что наконечники их копий и зазубренные диски были выкрашены красной краской, в которой присутствовал тот самый Fe2O3, который они добывали из этой шахты (это показал изотопный анализ). Также, возможно, уэнтелаукенцы раскрашивали этой краской свою одежду и тела.
Салазар и его коллеги считают, что эта краска имела символическое и, возможно, религиозное значение. Они предполагают, что все предметы красного цвета (а также люди) находились под особым покровительством богов. Если этот так, то уэнтелаукенцев следует считать самыми краснокожими из всех индейцев. Видимо, надежда на милость небесных покровителей и заставляла этих людей заниматься такой тяжелой и не приносящей прямой прибыли работой, какой была разработка данной шахты.
Также ученые считают, что, возможно, горным делом мужчины племени занимались во время влажного сезона, когда все откочевывали в горы. Дело в том, что в сезон дождей пищу добыть легче, и для этого не нужно было много охотников. Женщины же и дети именно во время дождей могли набрать больше съедобных растений, а иногда и тоже принять участие в охоте на мелкую дичь (вроде морских свинок). А большая часть сильного племени в это время осваивала нелегкую профессию горняков.
"Систематическая эксплуатация месторождения в течение тысячелетия свидетельствует о том, что знания о местоположении шахты и о свойствах оксидов железа, технические навыки, необходимые для добычи и использования этих минералов, передавались из поколения в поколение в рамках культуры Уэнтелаукен. Таким образом, в Америке зародилась первая из известных нам сегодня традиция по разработке полезных ископаемых", — подвели итог ученые.
По данным радиоуглеродного анализа, данная шахта использовалась непрерывно в период от 12 000 до 10 500 лет назад. Потом она была заброшена, а повторная разработка месторождения началась около 4 300 лет назад. Все это совпадает с другими данными археологии, согласно которым примерно 10 000 лет тому назад в эти места пришли охотники, создавшие культуру Чинчорро, которые и вытеснили (а, возможно, частично ассимилировали) загадочных уэнтелаукенцев. У них красная краска, судя по всему, не очень-то и ценилась, поэтому шахта была заброшена.
А около 4500 лет назад чиноррцы были оттеснены к югу воинственными народами кечуа и аймара, весьма уважавшими, как и красную краску, так и шахтерское дело. Месторождение вновь "оживает", однако орудия труда и методы добычи сильно изменяются. Все это говорит о том, что навыки уэнтелаукенцев не были переданы новым хозяевам шахты. Они бесследно исчезли в вихре времени — так же, как и их носители.
Сейчас сложно сказать, как выглядели те, кто создал загадочную культуры Уэнтелаукен. Исследователи считают, что они, скорее всего, были похожи на индейцев племенных групп яганы и она, которые ныне обитают лишь на крайнем юге страны, в районе Огненной земли. То есть они, видимо, являются потомками одной из самых первых волн переселенцев из Северной Америки в Южную.
Читайте также: Дикие чичимеки платили за шоколад бирюзой
Итак, чилийская шахта стала самой древней на сегодняшний момент из тех, что были найдены в Новом Свете. До этого первое место принадлежало месторождению Сан Рамон в Северной Америке, где добывали медную руду. Однако ему насчитывается всего-то 2500 лет. А самая древняя шахта в мире была прокопана в Южной Африке 40 000 лет тому назад.
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.