В Арктике найдены останки британского судна, увязшего в иле на мелководье 157 лет назад. В целом корабль прекрасно сохранился, только мачты уничтожены льдами. Пока находку фотографируют, а будущим летом проверят обшивку судна на прочность. Как обстоят дела с подводными исследованиями в России, "Правде.Ру" рассказал профессор ТГПУ Дмитрий Поспелов.
Местоположение останков британского судна "Инвестигейтор" (Investigator) долгое время было предметом дискуссий. Предполагали, что его унесло ближе к океану или же в залив Милосердия. Нынешняя экспедиция, главной целью которой является поиск кораблей Франклина, должна благодарить не только научный прогресс, но и глобальное потепление. Лето 2007 года стало первым, когда залив Милосердия полностью лишился льда.
В ходе экспедиции, начавшейся 22 июля, ученые сканировали дно залива Милосердия с помощью сонара — звукового радара, и вскоре обнаружили характерное изображение корпуса корабля.
Останки "Инвестигейтора" обнаружены в мелких и абсолютно прозрачных водах частично увязшими в иле. Судно стоит на ровном киле на глубине 11 метров, его верхняя палуба находится в восьми метрах под водой. Корабельная древесина неплохо сохранилась: можно различить все доски на палубе и детали корпуса. "Оно в удивительно хорошем состоянии", — сообщил руководитель службы подводной археологии Parks Canada Марк-Анри Бернье.
Ученые не планируют поднимать "Инвестигейтор" на поверхность, а намерены исследовать его в дальнейшем с помощью подводных роботов. Сотрудники Parks Canada изучат останки корабля, найденные не нем артефакты и составят их описание. Статья опубликована на сайте Reuters.
Читайте также: Корабль бронзового века "доплыл" до наших дней
"Археологи обнаружили множество беспрецедентных находок в Арктике: они успешно определили местоположение "Инвестигейтора" и место, где были похоронены три члена его экипажа. Они были первыми европейцами, общавшимися с "медными" эскимосами, — восхищается один из руководителей археологической группы Райан Харрис. — Это все равно что найти один из кораблей Колумба".
Канадский министр окружающей среды Джим Прентис считает, что находка английского судна подкрепляет претензии Канады на владение Северо-Западным проходом из Атлантического океана в Тихий. Канадское правительство уже не раз заявляло, что этот морской путь был получен в наследство от Великобритании, когда Канада обрела независимость, и, таким образом, входит в территориальные воды страны. Международным сообществом это заявление принимается неоднозначно.
История легендарного затонувшего судна "Инвестигейтор", действительно, довольно интересна. Началось все с того, что экспедицию, направленную на поиски Северо-Западного прохода, вначале возглавил сэр Джон Франклин. Под его командованием 19 мая 1845 года корабли "Террор" и "Эребус" с этой миссией покинули Британию. Но о судьбе участников экспедиции долгое время не было никакой информации, несмотря на предпринимавшиеся поиски.
В 1848 году в состав экспедиции, отправленной на поиски Франклина, вошел сэр Роберт Джон Ле Мезюрье Мак-Клур (Robert John LeMesurier McClure). В 1850 году он получилв командование судно "Инвестигейтор" и отчалил от английских берегов.
Читайте также: Древнеримский свинцовый щит для нейтрино
Дойдя до острова Бэнкса, Мак-Клур повернул на юг и зазимовал в проливе Принца Уэльсского. Во время зимовки и весной 1851 года он совершил множество санных поездок в разных направлениях, открыл пролив (впоследствии названный его именем) между островами Бенкса и Мелвилла, и вышел к проливу Вайкаунт-Мелвилл.
Зимой 1851-1852 года Мак-Клур дрейфовал во льдах у острова Бэнкс и был вынесен в пролив Мелвилл и далее в пролив, носящий сегодня его имя. Там, в 1853 году, под угрозой гибели судна мореплавателю пришлось оставить корабль и двигаться на санях в восточном направлении. Не дойдя до пролива Барроу, Мак-Клур встретил другую европейскую экспедицию и совместно с ее отрядом двинулся к юго-востоку, где их дожидалось единственное уцелевшее судно. На нем путешественникам и удалось вернуться в Англию.
Таким образом, Мак-Клур, исследовав и описав проливы Мак-Клура, Принца Уэльсского и Вайкаунт-Мелвилл, оказался первооткрывателем Северо-Западного прохода, а после возвращения в Лондон - первым человеком, сумевшим морем обойти по кругу обе Америки.
Несмотря на то, что Роберт Мак-Клур не освоил Северо-Западный проход полностью и был вынужден оставить судно, власти Соединенного Королевства все же вручили ему обещанные десять тысяч фунтов.
Читайте также: Глубоководные тайны "Чёрных курильщиков"
Как обстоят дела с подводными исследованиями в России, "Правде.Ру" рассказал директор инновационного научного центра подводных исследований, профессор ТГПУ им. Л. Н. Толстого Дмитрий Поспелов:
"За рубежом на подводные археологические исследования выделяются и государственные средства, и средства специализированных фондов. Примерно 80 процентов финансирования — это спонсорские деньги. В нашей же стране частные инвесторы с трудом идут на контакт.
Я много раз обращался во всякие фонды и разговаривал с потенциальными спонсорами: на яйца Фаберже деньги есть, а на проекты подводно-археологических исследований - нет. На Западе же каждый уважающий себя предприниматель часть своих средств отдает в подобные фонды, иначе его не будут принимать в приличном обществе.
В датском городе Роскильд находится знаменитый Музей викингов. Найденные и поднятые со дна Роскильдского фьорда останки пяти кораблей стали основой для создания музея. А что же у нас? Не так давно на Оке мы нашли челн XII века — готовый музейный экспонат.
В результате исследований небольшого отрезка Волги, а именно Тверь — Нижний Новгород — Самара, в рамках проекта "Великие реки России" было обнаружено около ста средневековых объектов. Столица Хазарского каганата находится под водой там же, на Волге.
Знаете, сколько еще подобных артефактов покоятся на дне наших рек? Можно создать не один музей, подобный московскому Историческому. Но все упирается в отсутствие финансирования".
Читайте также в "Правде.Ру"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.