Ученые из Университета города Сент-Эндрюс (Великобритания) под руководством эволюционного биолога Кевина Лаланда разработали специальную игру, с помощью которой решили проверить, какая модель поведения помогает лучше адаптироваться человеку в экстремальных условиях. Комментарий "Правде.Ру" дала кандидат психологических наук Светлана Шишкова.
Смысл игры заключается в том, что группа незнакомых друг с другом людей "отправляется" на виртуальный необитаемый остров — там они должны выживать, научившись использовать его природные ресурсы.
Для этого испытуемым, согласно программе, необходимо было выполнять три типа действий: наблюдать за тем, как окружающие добывают ресурсы, разработать собственный, потенциально более эффективный, метод добычи и собственно добывать эти ресурсы (это единственное, что приносит участникам выгоду).
Внешние условия в экстремальной среде постоянно меняются, и некоторые типы действий со временем становятся не столь эффективными как прежде — или же наоборот.
Разработчики игры предложили приз в 10 тысяч долларов США тому, кто разработает алгоритм, обеспечивающий наиболее выгодное существование в такой экстремальной "среде обитания".
На предложение побороться за награду откликнулось 100 команд, каждая из которых представляла на острове одного виртуального индивидума, который боролся с другими за ресурсы. По мере того, как те или иные участники эксперимента набирали баллы, они "размножались", тогда как менее успешные "погибали" и уступали место в среде другим.
Читайте также: Мобильные "доносчики"
По истечении нескольких месяцев (а точнее — 65 тысяч часов) попарных и групповых состязаний ученые вручили награду команде из двух канадских разработчиков.
Приз выиграли Тимоти Лилликрэп — студент, специализирующийся в области вычислительных нейронных сетей, и математик Дэниеэл Коудэн. Победители эксперимента сделали ставку на максимально эффективное копирование поведения окружающих и активное использование полученных знаний. То есть в своем алгоритме они полностью отказались от разработки новых методов поведения в среде.
"Мало кто из наших соперников обратил внимание на то, что инновации в поведении никогда не приносили выгоду в условиях данного состязания, а копирование поведения окружающих — единственно выгодная возможность", — говорит Дэниеэл Коудэн.
"Это своего рода паразитирование на свежих идеях, которые генерируются другими", — отметил руководивший экспериментом эволюционный биолог Кевин Лаланд в своей работе, результаты которой опубликованы в последнем номере журнала Science.
Среди алгоритмов, занявших первую десятку в итоговом рейтинге, оказались те, которые уделяли не более 10 процентов своего времени обучению, а остальное тратили на получение прямой выгоды от своих действий.
При этом выгодная тактика победителей продемонстрировала, как важно обращать внимание на вновь разработанные другими алгоритмы поведения, так как старые в меняющихся условиях игры в любой момент могут оказаться малоэффективными.
"Эти результаты наглядно показывают, что если вы будете слишком много учиться, жизнь обойдет вас стороной", — сказал Люк Рэндэлл, соавтор публикации.
Читайте также: Человек предсказуем. Почти на 100 процентов
Наиболее выгодной стратегией выживания в социуме является копирование поведения окружающих с оглядкой на меняющиеся внешние условия, подытожили исследователи. Однако они признают, что их игра пока не отражает всех сторон реальной человеческой жизни, а потому готовят новые турниры алгоритмов поведения в средах с более сложными параметрами.
По мнению британских ученых, результаты подобных исследования помогут в будущем лучше понять и объяснить закономерности эволюции человеческой цивилизации.
О том, насколько данная модель применима к реальности, "Правде.Ру" рассказала генеральный директор Социально-психологического центра гармоничного развития личности "Дом", кандидат психологических наук Светлана Шишкова:
"В первую очередь следует учитывать то, что все испытуемые находились в состоянии стресса. При подобном явлении активируется процесс обучения, взрослый человек делает шаг назад, на ступень ниже своего текущего социального развития. Это заставляет его какое-то время вновь пребывать в состоянии "ребенка". При этом и появляется потребность копировать, "отзеркаливать", подражать.
Сколько длится этот период? У каждого свои временные рамки.
И только после его завершения человек переходит на следующий этап, а именно — у него появляются способности и стремление к творчеству, развитию, выстраиванию логических цепочек.
Подобный механизм адаптации легко объяснить на опыте детей, которые слышат первую речь и слова от своих родителей, запоминают их и разговаривают отрывистыми "копированными" фразами. И лишь со временем начинают формировать индивидуальные словосочетания, а затем и целые предложения".
Читайте также в "Правде.Ру"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.