Выплаты по страховому полису ОСАГО планируется увеличить. Сегодня соответствующий проект поправок должны были рассмотреть в первом чтении депутаты Госдумы, однако процедура перенесена на неопределенный срок. Как пояснили в правительстве, проект требует доработки. Главная проблема заключается в том, чтобы ввести меры без увеличения тарифов по ОСАГО.
Правительственные поправки к закону "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" предусматривают поэтапное увеличение страховых сумм. Если раньше страховщики при возмещении вреда, причиненного в ходе ДТП жизни или здоровью потерпевшего, выплачивали около 160 тысяч рублей, то в будущем сумма выплат возрастет до 500 тысяч рублей на каждого потерпевшего. Что касается возмещения имущественного вреда, то подготовленные поправки предусматривают увеличение суммы выплат со 120 тысяч до 400 тысяч рублей на каждого потерпевшего.
Кроме того, новые меры предусматривают упразднение нормы, которая регламентирует возмещение вреда, причиненного имуществу одного из потерпевших в аварии, и предусматривает выплату компенсации в размере 120 тысяч рублей. Также поправки предусматривают новый порядок оформления ДТП без участия сотрудников правоохранительных органов. Предлагается увеличить выплаты при оформлении аварии без участия ГИБДД с 25 тысяч рублей до максимальной суммы в 50 тысяч рублей, сообщает РБК. При этом если ситуация такого характера произошла в Москве или Санкт-Петербурге, Московской или Ленинградской областях, возмещение ущерба может достигать 400 тысяч рублей.
Однако страховщику необходимо предоставить в качестве доказательства фото или видеоматериал, на котором зафиксировано местоположение всех автомобилей, участвующих в ДТП. С одной стороны, перечисленные поправки, рассмотрение которых сейчас отложено для проведения дополнительных консультаций по просьбе полномочного представителя правительства в нижней палате Александра Синенко, выгодны для автолюбителей. С другой же стороны, такое повышение выплат может сильно ударить по рентабельности бизнеса страховщиков. И дабы спасти свое дело, последние могут поднять стоимость полисов ОСАГО.
"Расширение лимита по выплатам с одной стороны выгодно автовладельцам, но может обернуться для них дополнительным удорожанием полиса, возможно, на уровне 15-30 процентов, — поделился с корреспондентом "Правды.Ру" Глеб Славутский, директор департамента развития и маркетинга компании "Автолокатор". — Страховщики, апеллируя к повышению базового тарифа, не упоминают о повышающих коэффициентах, которые корректировались в 2009 и 2011 годах, что привело в 2012 году к росту средней премии на уровне 16 процентов по сравнению с 2011 годом. Итоговый рост рынка ОСАГО составил в 2012 году 20 процентов.
Читайте также: Российская борьба за промилле
Конечно, коэффициент выплат не отражает общую картину убыточности, для ее оценки необходимо также учитывать текущие расходы и огромные комиссионные посредникам. В России один из наименьших удельный вес страховых выплат клиентам по отношению к собранным страховым премиям, порядка 50-60 процентов. Рентабельность операций по ОСАГО у страховых компаний по мировым меркам достаточно высокая".Несколько другого мнения о прибыльности такого вида страхования как ОСАГО придерживается Денис Макаров, руководитель управления методологии обязательных видов ОАО "АльфаСтрахование". По его мнению, повышение лимитов выплат уже "назрело", поскольку с 2003 года в России "значительно обновился и подорожал автопарк", а значит и стоимость ремонта транспортных средств. Таким образом, повышение лимитов необходимо, но при этом ОСАГО не должно быть выгодно одним лишь автолюбителям, а у страховщиков с этим видом услуг уже сейчас наблюдаются проблемы.
"Для обеспечения обязательств по новым лимитам необходимо повышение страховых тарифов, — рассказал "Правде.Ру" Денис Макаров. — Даже сейчас для многих страховщиков вид ОСАГО является убыточным, а, значит, повышение лимитов невозможно без повышения тарифов. Если говорить о сегодняшнем дне, то при существующем покрытии для того, чтобы бизнес ОСАГО был прибыльным для страховых компаний, базовая ставка должна быть примерно на 15 процентов выше. Сейчас же в нашей компании убыточность приближается к предельно допустимому уровню, а комбинированный коэффициент более 100 процентов. Что касается конкретных значений, на которые необходимо повысить тарифы, если лимиты поднимут так, как и планируется: "по жизни" — до 500 тысяч рублей, а "по железу" — до 400 тысяч рублей, то увеличения тарифов на изначально планируемые 25 процентов может и не хватить для того, чтобы бизнес страховщиков не стал крайне убыточным. Кроме того, меняется само страховое покрытие, которое может увеличить количество мошенников, которые будут обращаться в страховые компании".
Как подчеркнул представитель "Альфастрахование", на данный момент трудно прогнозировать, как повышение лимитов отразится на прибыльности страхового бизнеса при повышении тарифов, например, на 25 процентов. Однако велика вероятность того, что ведущие страховщики оставят бизнес ОСАГО в результате резкого снижения его рентабельности. Уже сегодня ведущие компании продают ОСАГО только лишь с целью привлечения клиентов, а вовсе не для прибыли. По словам представителя страхового бизнеса, на рынке ОСАГО сегодня существует значительное количество игроков, однако наиболее устойчивыми являются те ведущие компании, которые "не концентрируют свой портфель на рынке ОСАГО, а обладают диверсифицированным портфелем".
Читайте также: Покупатели КАСКО оплатят все угоны
Остальные же компании, по сути, находятся в "группе риска", собственно, как и клиенты этих игроков. Исходя из этого можно сделать вывод, что повышение страховых выплат произведет "естественный отбор" на рынке страхования. Правда, жертвами такого отбора могут стать сами россияне, которых ждет в данном случае неполучение компенсаций за ущерб. По словам эксперта, в первое время гасить такие долги сможет Российский союз автостраховщиков, но при повышении тарифов фонд быстро исчерпает себя.
Выходит, что поправки к законопроекту "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" действительно требуют пристального внимания со стороны властей, главными задачами для которых должно стать сокращение рисков для всех сторон и избежание переворотов в сторону монополизации рынка ОСАГО.
Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.