Проблема концентрации внимания во время чтения всерьез заинтересовала ученых. В США проводятся исследования так называемого феномена "отвлеченного" чтения. Цель эксперимента — выявить физиологические и психологические причины этого, как оказалось, массового явления и разработать методы повышения концентрации внимания для читателей всех возрастов.
Смотрю в книгу, вижу фигу
Многие из нас ловили себя на том, что читая книгу, не понимают, что в ней написано. Часто по прочтении целых кусков текста человек затрудняется сказать, о чем шла речь. Учеые пришли у выводу, что это так называемый феномен "отвлеченного" или "бездумного" чтения.
Феномен "отвлеченного чтения" впервые исследовался в лаборатории университета Питтсбурга. В тестировании участвовали студенты университета, которых попросили читать текст на мониторе компьютера и делать отметки в конце каждого прочитанного абзаца. Кстати, текст был взят из "Войны и мира" Льва Николаевича Толстого. Ромимо этого задания половина участников эксперимента получала периодически всплывающие на экране напоминания: "Ты не отвлекаешься?".
Однако, несмотря на все эти предупреждения — а надо сказать, что участие в эксперименте само по себе является фактором, повышающим сосредоточенность — результаты тестирования показали, что читатели регулярно отвлекаются от текста.
Оправдывая причины своей невнимательности, студенты говорили, что им мешали мысли о сытном обеде, будничных проблемах или планах на вечер. Также большинство испытуемых отвлекали фантазии на отвлеченные темы. Малочисленная группа участников все-таки пыталась сосредоточиться на тексте, однако почти безуспешно.
Какими могут быть последствия?
Казалось бы, что тут страшного? Но последствия этого явления не так безобидны, как может показаться на первый взгляд. У школьников и студентов частое практикование "отвлеченного" чтения ведет к снижению успеваемости — вывод важный и, увы, предсказуемый.
Существует ли панацея от этой проблемы? Пока профессору Эрику Рейчлу (Erik Reichleу) удалось только доказать сам факт существования феномена "отвлеченного чтения" и его распространенность — подобному "заболеванию" подвержен практически каждый читатель. Но, к сожалению, готовых рецептов для повышения концентрации внимания пока нет.
Кроме того, добавляет профессор Виксон, испытуемые читали текст с монитора компьютера, а это существенно снижает концентрацию внимания. Более того, у студентов отсутствовал стимул для поддержания внимания "в тонусе" — это был просто эксперимент, не связанный с образовательным процессо, передает PhysOrg. com.
Доктор Роллер в свою очередь считает, что отвлеченное чтение тесно связано с непониманием сути текста, и преподаватели должны стремиться в первую очередь к тому, чтобы студенты читали осмысленно — для этого учащихся можно попросить делать пометки или выделять ключевые фразы и иллюстрации.
Стоит отметить, что исследование проводилось на средства, выделенные Институтом образовательных наук, подведомственных министерству образования США. Сумма выделенного гранта на этот проект составила $691 тыс.