Если подняться на любое высотное здание в Москве, вы обязательно увидите лёгкую дымку. Эта дымка висит над городом уже много лет. Обычно эту дымку называют смогом, что не совсем правильно. По мнению специалиста ГУП «Мосэкомониторинга» Елены Лезиной смог – это крайняя форма радиационного тумана, смесь дыма и тумана, чего в Москве не наблюдается.
Существует и другой вид смога, который возникает в результате фотохимических реакций, которые происходят в газовых выбросах под действием солнечной радиации; устойчивая синеватая дымка из едких газов без тумана. Наиболее яркий пример – смог над Лос-Анджелесом.
Существуют среди ученых и несколько другие мнения об атмосфере Москвы. Николай Еланский, завотделом исследований состава атмосферы Института Физики Атмосферы РАН, считает, что Москву давно накрыла тяжелая «шапка», которая не даёт москвичам дышать чистым воздухам. «Городская атмосфера, - говорит учёный, - это по существу химический реактор, в котором газовые и аэрозольные примеси взаимодействуют между собой, в результате чего образуются новые соединения, иногда более токсичные и опасные, чем исходные вещества, выброшенные в атмосферу». Человек же находится в самом центре этого «реактора».
К словам Николая Еланского стоит прислушаться. Его институт физики атмосферы уже много лет проводит исследования воздуха в Москве и по России в целом. В рамках института создана и с успехом функционирует передвижная лаборатория, которая ведет мониторинг состояния окружающей среды в разных точках нашей огромной страны. Лаборатория представляет собой вагончик на колёсах, его можно прицепить к поезду и отправить хоть на Камчатку, а специальные датчики будут фиксировать состояние воздуха на всём его пути. Если необходимо исследовать состояние воздуха там, где рельсы не проложены, к услугах учёных специальный автомобиль.
С 1996 года правительством Москвы принято решение о создании автоматической системы контроля загрязнения атмосферы, ориентированной на оперативное обнаружение повышенного уровня загрязнения атмосферы и обеспечивает автоматические непрерывные измерения концентраций основных загрязняющих веществ и метеопараметров.
Государственное природоохранное учреждение «Мосэкомониторинг» проводит круглосуточный непрерывный мониторинг качества атмосферного воздуха на 29 автоматических станциях (к концу года станций будет 39) и двух передвижных лабораториях, непрерывно контролирует содержание 20-ти наиболее приоритетных загрязняющих веществ. И как рассказала корреспонденту «ПРАВДЫ.Ру» Елена Лезина, специалист ГУП «Мосэкомониторинг», в целом экологическая ситуация в городе за последние 5 лет не ухудшилась.
По данным ГУП «Мосэкомониторинг» основной загрязнитель воздуха в Москве – это автотранспорт. Его доля в загрязнении воздуха над нами составляет 83%. Кроме того, нам не дают дышать чистым воздухом ТЭЦ (9%) и промышленные предприятия.
Об автотранспорте хотелось бы поговорить особо. В столице уже 3 миллиона автомобилей. Известно, что автомобиль загрязняет больше всего окружающую среду тогда, когда стоит в пробке. Пробки на основных автомагистралях давно стали обычным явлением. Борьба с ними не даёт ощутимых результатов, несмотря на активное строительство новых дорог, многоуровневых развязок и парковок. Борьба с основным загрязнителем ведётся и на другом уровне – это установка нейтрализаторов на городской транспорт, переход отечественных автопроизводителей к новым, более экологичным стандартам евро-1, евро-2, евро-3. Здесь можно сказать и о переходе на новые виды топливо, например газ.
Забота о здоровье москвичей налицо? Но, если выйти на крупную автомагистраль и спросить любого человека, чувствует ли он такую «заботу», мы вряд ли услышим положительный ответ. Ещё эмоциональнее ответят «счастливчики», окна квартир которых выходят на оживленные проспекты, улицы, шоссе…
«К счастью, загрязнение воздуха автотранспортом носит исключительно локальный характер, что подтверждено неоднократными исследованиями, - говорит Елена Лезина. Уже за первой линией застройки (во дворе дома, фасад которого выходит на оживленную автомагистраль) загрязнение чувствоваться не будет. А если отойти за вторую и третью линию застройки, концентрация загрязняющих веществ в воздухе будет минимальна». Выбросы же теплоэлектроцентралей происходит на значительной высоте, где сила ветра выше, а значит, самоочищение воздуха происходит гораздо быстрее.
Практика работы оперативных природоохранных служб показывает, что имеют место нарушения предприятиями утвержденных лимитов на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, особенно в ночные часы. Именно эти, не выявляемые методами экологического контроля и не устанавливаемые однозначно средствами автоматического мониторинга выбросы формируют неблагоприятные экологические условия проживания населения на отдельных территориях города и являются причиной многочисленных жалоб.
Единственным эффективным методом выявления несанкционированных и обнаружения аварийных выбросов является организация прямых автоматических инструментальных измерений состава и объема выбросов (измерения «на трубе»).
Так как же простому москвичу обезопасить своё здоровье от вредного воздействия окружающей среды? Экологи и специалисты ГУП «Мосэкомониторинга» приводят лишь общие рекомендации: обходить оживленные автомагистрали, внимательнее прислушиваться к ежедневным сводкам о состоянии воздуха. Не рекомендуется открывать окна, выходящие на автомагистраль с интенсивным движением.
О воздухе в квартирах стоит поговорить отдельно. В старых домах в воздухе нередко находят примеси свинца, других тяжелых металлов. Это дают о себе знать старые краски, производители которых вряд ли задумывались об экологии. Кроме того, ещё много осталось так называемых фенольных домов. Фенол - один из самых распространенных загрязнителей, он весьма опасен для человека, так как он не выводится из организма, поражает печень и легкие, а также приводит к онкологическим заболеваниям.
Асбест (минерал, ранее активно использующийся в строительстве) является сильнейшим канцерогеном. Дело в том, что асбест со временем разрушается и асбестовая пыль, оседая в организме человека, может привести к онкологическим заболеваниям. При этом отравление асбестом не даёт немедленных результатов.
Асбест активно использовался при строительстве хрущовок, а также в массовом порядке при производстве шифера. С 1 апреля 2001 г. производство, реализация и использование в строительстве продукции, содержащей асбест, в России запрещено. Кроме того, источниками опасности для здоровья жильцов являются продукты сжигания газа, табачный дым, пыль, инсектициды, лаки, краски и др.
Для жителей первых этажей особо опасен радон. Он может стать причиной рак легких. Радон представляет собой инертный газ, который образуется в радиоактивных рудах и минералах и постепенно поступает на поверхность земли.
А как же дела обстоят в других крупных мегаполисах мира: в Париже и Лондоне, Мадриде, Нью-Йорке и Гонконге? Как показывают сравнительные исследования ГУП «Мосэкомониторинг», Москва – далеко не самый «грязный» город.
Например, по уровню загрязненности диоксидом азота (выбросы промышленных предприятий) Москва лишь на 4 месте, а первое и второе места занимают Гонконг и Мадрид. А вот по содержанию в городской атмосфере оксида серы (сжигание мазута, угля, низкокачественного газа) Москва находится аж на 6 месте, пропустив вперед Нью-Йорк, Гонконг, Мадрид, Париж и Лондон.
И лишь по содержанию угарного газа (автомобильный транспорт) Москва занимает «почетное» первое место, правда, разделив его с Парижем. Замыкает «грязную тройку» Гонконг. Тем не менее, в Москве концентрации оксида углерода ниже допустимой нормы в 2 раза.
Игорь Парфиненко