Глиняная помада

Как красили губы наши далекие-далекие предшественницы? И все, кто был после них?

Рассказывает врач-косметолог санкт-петербургского салона "Линда" Елена Викторовна Николаева.

Перед выходом из дома мы, совершенно не задумываясь, автоматически подходим к зеркалу и красим губы. Эта привычка пришла к нам из глубины веков – ведь пользоваться помадой женщины начали еще в первобытные времена.

Тогда представительницы прекрасного пола пользовались цветной глиной или ягодным соком. Никто не знает, почему это делалось – может быть, для того, чтобы привлечь мужчин, может быть, для того, чтобы отпугнуть их. Вопрос до сих пор остается поводом для дискуссии. Но то, что древние женщины красили губы, не вызывает никаких сомнений. Это подтверждается наскальными и пещерными рисунками, обнаруженными в Африке и Западной Европе.

В Древнем Египте появилась первая прародительница помады – смесь природных пигментов и животных жиров. Женщины хранили ее в маленьких деревянных плошках – в таких же держались благовония и притирания для тела. В качестве красителя использовался сурик – оксид железа. Нельзя сказать, что это самое ароматное вещество на свете – по запаху оно напоминает ржавчину. Именно поэтому в помаду добавлялись еще и душистые эссенции. Остатки таких составов археологи находили в захоронениях знатных египтянок. Те хотели быть красивыми не только в земном, но и в загробном мире.

Живая косметика

Некоторые клинописные тексты говорят о том, что в качестве краски для губ использовался сок едких растений, например дикого ириса. Он вызывал приток крови к губам, и они надолго приобретали интенсивную красную окраску. По такому же принципу до сих пор красятся некоторые мусульманки.

В древности широко использовались и растительные пигменты. Например, в Междуречье женщины красили губы определенным сортом шафрана. Он придавал коже рыжеватый цвет, который, правда, достаточно быстро смывался. А вот о хне такого сказать нельзя – она дает стойкую окраску. Очень долго использовали хну не только для волос, но и для тела. Например, признаком высокого социального статуса были прокрашенные хной ступни и ладони. На тыльной стороне рук и на лице рисовались витиеватые узоры. И, конечно же, красились губы.

Такая "помада" глубоко въедалась в кожу губ и оставалась там на несколько дней. Сейчас этот обычай практически канул в Лету. Практически, но не совсем.

Традиции

В старину в азиатских странах тоже были свои традиции. Например, знатная японка не могла появиться на людях, не будучи сильно накрашенной. Грим был таким густым, что почти полностью скрывал лицо, превращая его в маску. Способствовала этому и темная помада, которая клалась на губы толстым слоем. Точного рецепта этого средства до сих пор никто не знает. Но известно, что важнейшими компонентами были ароматная древесная смола и пчелиный воск. Последний придавал цветной массе структурность и густоту.

Изобретение японцев используется в косметологии до сих пор. Дело в том, что одним из основных компонентов современной помады является…воск. Учитывая это, можно смело сказать, что японки опередили своих современниц на всю длину беговой дорожки. Ибо японская краска была самой стойкой, да и хранилась дольше чужеземных аналогов.

Теперь немного об островах Океании. Там женщины тоже красили губы, только использовали для этого очень необычный пигмент. Он добывался из мельчайших моллюсков. Этих морских обитателей нещадно толкли в каменной ступке, разбивая защитный панцирь. Под ним оказывалось содержимое, окрашенное в ярко-красный цвет. Эту природную краску и использовали в качестве помады.

Некоторые могут поморщиться и сказать: ну какой только гадостью не мазались древние женщины! Но брезгливость здесь абсолютно неуместна. Дело в том, что такой вот морской пигмент до сих пор добавляется в некоторые помады. Причем последние производятся известнейшими фирмами и стоят достаточно дорого.

Объясняется это очень просто: краска, добываемая из моллюсков, сейчас ценится чуть ли не на вес золота. Она безвредна, отличается стойкостью, а самое главное – содержит в себе уникальные увлажняющие вещества. Поэтому и румяна, и помады, содержащие подобный пигмент, отличаются высочайшим качеством.

В Латинской Америке и некоторых восточных странах губы красили кармином – красителем опять-таки животного происхождения. В качестве сырья для получения пигмента использовались насекомые, больше известные как кошениль. Их собирали, особым способом высушивали, растирали и получали порошок красно-кирпичного цвета. Его-то и использовали модницы разных стран, в том числе и… России.

В нашем отечестве кошениль называли "червецами" и очень ценили. Ценили потому, что продукт был импортный, заморский. Купцы привозили кармин из дальних стран. Привередливые насекомые обитали только на кактусах, а их на Руси отродясь не было. Так что червецы стоили дорого и по карману были лишь немногим.

Те, кто не мог позволить себе заморскую диковинку, красились подручными средствами. Самым популярным был свекольный сок, за ним следовал сок морковный, а потом…Не поверите, но многие женщины использовали толченную в пыль оранжевую глину. Ее разводили водой и наносили на губы. Эффект получался столь ошеломляющим, что иноземные купцы приходили в ужас от русских красавиц.

Некоторые иностранцы оставили записи, которые сохранились до наших дней. В этих документах зафиксировано, что наши прародительницы красились совершенно неумеренно – белили лица, чернили брови, а посреди всего этого великолепия пламенели фиолетовые или оранжевые губы. Но это было только в XI–XIII веках, потом славянки на долгое время забыли о любой "косметике".

Но вернемся к кармину. Он до сих пор используется для изготовления помад, но наибольшее распространение получил как пищевой краситель.

Этого нельзя сказать о другой краске, которая частенько использовалась в качестве помады. Речь идет о киновари. Это красивое название маскирует собой…сульфид ртути. Вещество, мягко говоря, небезопасное. И несмотря на это, киноварь наносили на губы. Особенно это было распространено в Европе в годы, предшествующие инквизиции.

Развод без проблем

А когда началась погоня за еретиками, женщины, конечно же, краситься перестали. Была выпущена папская булла, запрещающая дамам наносить краску на лицо. Так что в суровое Средневековье не было ни помад, ни румян. Женщины соревновались в естественной красоте.

Несколько столетий спустя косметика снова восстала как феникс из пепла. Представительницы прекрасного пола опять начали прихорашиваться. И опять-таки слишком неумеренно. Достаточно вспомнить парадный портрет Елизаветы I. На нем великая правительница изображена с выбеленным лицом и ярко накрашенными губами – такая мода господствовала в XVI веке при английском дворе.

Но красились не только знатные дамы, но и простолюдинки. Причем макияж был очень вызывающим. Дело дошло до того, что в XVII веке английский парламент издал беспрецедентный закон. Согласно ему, мужчины имели право на беспроблемный развод, если женщина во время сватовства пользовалась косметикой и хорошо выглядела, а после свадьбы резко дурнела. Слишком уж много было напуганных мужей, увидевших молодых жен без всяких прикрас… В частности, без помады.

Мужская помада

В XVIII веке помадой стали пользоваться не только женщины, но и мужчины – французские придворные выделяли губы среди усов и бороды. В основном использовался кармин, смешанный с жирами. Но утонченные дворяне уделяли огромное внимание запаху, поэтому стали предприниматься попытки ароматизации помады.

А в XIX веке была выпущена краска для губ на основе оленьего жира. В начале ХХ  века – в 1915 году – помада приобрела современный вид. Она превратилась в выдвигающийся из тюбика карандашик, и такое запатентованное изобретение поступило в широкую продажу.

Всего за несколько лет помада стала обычной и повседневной. В 30-х годах, во время Великой депрессии, стало популярно выражение Элизабет Арденн. Она сказала, что у девушки с накрашенными губами гораздо больше шансов устроиться на работу, чем у женщины без макияжа.
Под этим девизом раскупались миллионы красиво оформленных тюбиков. Этому способствовало и немое кино – его звезды все время появлялись на экране с густо накрашенными губами. Зрительницы обращали внимание не только на помаду своих кумиров, но и на форму их губ. Те рисовались в форме сердечка, изогнутыми в виде лука, искусственно уменьшенными или наоборот – увеличенными.
В 40-е годы в моде была яркая помада, в 60–70-е – очень светлая, в 80-х – перламутровая. Переливающиеся добавки сначала производились из рыбьей чешуи, потом для этих целей приспособили слюду и соединения титана и висмута.

Такая длительная эволюция даром не прошла. Сейчас у нас есть широчайший выбор разнообразных средств. Это лечебные, гигиенические, увлажняющие, матовые, питательные, стойкие помады. Все они являются усовершенствованием тех составов, которыми пользовались наши прародительницы.

Инна Резенко

Специалист Залесская-Сыч Антонина
Ведущий специалист
Обсудить