Пародонтит традиционно считается одной из самых серьезных и «неподдающихся» стоматологических проблем. Однако сегодня появилась возможность «разоружить» эту болезнь с помощью новейших медицинских технологий и методов лечения, сделав ее неопасной и незаметной для самого пациента.
О современных возможностях пародонтологии рассказывает главный врач стоматологической клиники «Интермедсервис», кандидат медицинских наук, доцент РМАПО Олег Эмильевич Шинберг.
– Можно ли сказать, что сегодня стала возможной окончательная победа над пародонтитом?
– Пародонтит – заболевание хроническое, протекающее волнообразно. Периоды обострения чередуются с периодами ремиссии, когда болезнь затихает. Наша задача состоит в том, чтобы остановить заболевание, стабилизировать в неактивном состоянии и как можно дольше такое состояние поддерживать. И надо сказать, что своевременное лечение с использованием прогрессивных технологий действительно позволяет продлить ремиссию на долгие годы.
– В чем же заключается лечение пародонтита?
– Все зависит от стадии развития заболевания. На самой ранней стадии, стадии поверхностного воспаления десны – гингивита, когда еще не произошло деструктивных изменений пародонта, достаточно сделать профессиональную ультразвуковую чистку наддесневых зубных отложений, вызывающих воспаление, и провести противовоспалительную терапию десен.
Следующая стадия – пародонтит легкой степени. Помимо снятия зубных отложений, в этом случае необходимо промыть появившиеся неглубокие патологические карманы сильнодействующими лекарственными средствами. Практика показывает, что даже после такого несложного лечения состояние десен значительно улучшается, причем за довольно короткий срок.
Однако чаще всего мы имеем дело с пародонтитом средней степени тяжести, который «успешно» развивается, если пустить болезнь «на самотек». Воспаление затрагивает более глубокие ткани, опорный аппарат зуба и костная ткань челюсти постепенно разрушаются. Формируются глубокие десневые карманы – пространства между корнем и отслоившейся десной, в которых скапливаются микроорганизмы. Продукты их жизнедеятельности – токсины, разрушая опорный аппарат зубов и окружающую костную ткань, приводят к дальнейшему росту этих карманов. Симптомы этой стадии заболевания – сильная кровоточивость десен, подвижность зубов, неприятный запах изо рта. На этой стадии к уже перечисленным методам лечения мы добавляем кюретаж десневых карманов. Это процедура, при которой под местной анестезией удаляются поддесневые зубные отложения и инфицированные ткани патологического кармана и полируется поверхность корня. После этого десна снова «прилипает» к его гладкой поверхности, только уже на другом уровне. Таким образом, уменьшается карман, и ситуация в целом улучшается. Иногда уже на данной стадии мы вводим в карманы препараты в виде гелей, которые в течение длительного времени подавляют патологическую микрофлору кармана. Очень важно то, что антимикробные препараты в «Интермедсервисе» назначаются не наугад, по единой для всех пациентов схеме, когда подавляется вся микрофлора целиком, включая и непатогенные микроорганизмы, а после специальных тестов на индивидуальную чувствительность к антибиотикам. Это позволяет подобрать медикаменты избирательно, снизив таким образом их дозировку, и избежать массы нежелательных осложнений и побочных эффектов.
Самая запущенная форма заболевания – пародонтит тяжелой степени. Его характерные признаки – наличие очень глубоких пародонтальных карманов и необратимая потеря кости. Как следствие – очень сильная кровоточивость десен, выраженная подвижность зубов (вплоть до их самопроизвольного выпадения), гнойное отделяемое из костных карманов с характерным запахом. На этом этапе потребуется уже серьезное хирургическое вмешательство. Это удаление наиболее пораженных зубов и либо открытый кюретаж карманов, либо лоскутная операция. Параллельно мы применяем специальные остеогенные препараты, которые не только укрепляют кость, но и создают условия для ее восстановления там, где это еще возможно. Еще один эффективный метод – направленная регенерация костной ткани с помощью различных мембран, которая дает не менее сильный эффект.
– Открытый и закрытый кюретаж, лоскутная операция… Звучит несколько страшновато. Действительно ли эти процедуры безболезненны и так ли они на самом деле эффективны?
– Что касается безболезненности, то гарантировать ее можно сегодня на все 100% и даже больше. Теперь о самих методиках и их эффективности. Лоскутную операцию, как я уже сказал, мы используем на последней, самой запущенной стадии заболевания. Во всех остальных случаях стараемся прибегать к минимально травматичным методикам нехирургического лечения. К ним, например, относится пресловутый «страшноватый» кюретаж. До недавнего времени данная процедура проводилась вручную при помощи пародонтологических кюрет и, несмотря на всю свою эффективность, имела определенные недостатки – в частности, болезненность в послеоперационном периоде. Поэтому с недавних пор мы начали применять одну из самых современных технологий лечения пародонтита при помощи аппарата «Вектор», разработанного в Германии и пополнившего арсенал терапевтических возможностей еще одним щадящим и даже приятным для пациентов методом.
И, поверьте, здесь нет никакого преувеличения. Основное отличие этой модернизированной ультразвуковой системы от традиционных состоит в том, что инструмент оказывает непосредственное воздействие не на зуб, а на окружающую зуб жидкость, что значительно снижает неприятные ощущения в процессе лечения из-за отсутствия вибрации. Метод настолько безболезненный, что проводится без анестезии. Вместе с тем прибор позволяет очень эффективно удалить поддесневые зубные отложения (даже в местах затрудненного доступа), уничтожить патогенные микроорганизмы и их токсины, тщательно промыть пародонтальные карманы и отполировать корни зубов. Немаловажно и то, что поскольку аппарат не дотрагивается до зуба, то во время лечения не повреждаются твердые ткани, а частицы гидроксиапатита, содержащиеся в полировочной жидкости, снижают чувствительность зубов. Еще одно колоссальное преимущество этого метода – отсутствие травмы десны и связанной с ней болезненности в послеоперационном периоде. Однако пародонтологическое лечение является лишь частью той комплексной системы, которую клиники «Интермедсервис» предлагают своим пациентам.
– То есть только пародонтологического лечения недостаточно?
– Разумеется, нет. Значительную роль в развитии пародонтита играет общее состояние организма, поскольку пародонтит может быть не самостоятельной проблемой, а следствием какого-либо заболевания. Поэтому очень часто без лечения общей патологии невозможно успешно лечить пародонтит. И, конечно, огромное значение имеет протезирование, имеющее при пародонтите ряд особенностей. Суть его в том, чтобы, восстановив целостность зубных рядов, правильно распределить жевательную нагрузку и укрепить таким образом собственные зубы. Здесь очень многое зависит от того, насколько грамотно выбираются материалы и конструкция протеза врачом-ортопедом.
– Широко распространено мнение о том, что при пародонтите ни в коем случае нельзя ставить металлокерамику, так как она слишком тяжелая. Так ли это?
– К сожалению, подобные мифы всегда живучи. На самом деле все зависит от стадии пародонтита и используемых материалов. На самых поздних стадиях не только металлокерамику, но и все остальные виды несъемных протезов ставить бессмысленно – они лишь усугубят ситуацию. В остальных случаях, после предварительного пародонтологического лечения, это абсолютно приемлемый вариант. Я уже не говорю о металлокерамике на каркасе из титана и о безметалловых конструкциях на каркасе из оксида алюминия и оксида циркония, изготавливаемых посредством компьютерных технологий из материалов несравнимо более легких, чем традиционная металлокерамика.
– Считается, что пародонтит является противопоказанием для установки имплантатов.
– Это опять-таки не соответствует действительности. После тщательной предварительной подготовки, включающей удаление наиболее пораженных и пародонтологическое лечение оставшихся зубов, можно устанавливать имплантаты и после их приживления проводить протезирование. Прогноз в подобных ситуациях ничуть не хуже, чем в обычных случаях. Причем недостаточная толщина костной ткани также не является противопоказанием к имплантации, поскольку современные методики позволяют восстановить необходимый объем кости.
– Если же пациент по какой-либо причине отказывается от имплантации, современная стоматология по-прежнему может предложить только «вставную челюсть»?
– В зависимости от состояния полости рта пациента можно предложить либо пластиночные, либо бюгельные протезы, либо протезы последнего поколения, так называемые протезы на гальванотелескопах.
Этот принципиально новый вид протезирования, используя последние достижения стоматологии, позволяет изготавливать эстетичные, компактные и, главное, очень удобные съемные протезы, не имеющие металлической дуги, которая может создавать неудобства при разговоре, приеме пищи и т. д., а кроме того, вызывать психологический дискомфорт.
По ощущениям протез на телескопах воспринимается как собственные зубы, не вызывает нарушения дикции и вкусовой чувствительности, а внешне выглядит как естественные зубы, которые к тому же не болят, не выпадают и не меняют цвета. Возможность снять протез из неудобства превращается в колоссальное преимущество, так как позволяет более тщательно соблюдать гигиену и таким образом предотвращать воспалительные заболевания десен – гингивит и пародонтит.
Телескопическая система состоит из нескольких составляющих. Первая – металлическая коронка, герметично перекрывающая опорный зуб. Вторая – так называемая вторичная коронка, съемная, которая и представляет из себя собственно бюгельный протез. Фиксация вторичных коронок к первичным осуществляется посредством силы трения за счет гальванотелескопа, который изготавливается методом гальванизации, т.е. послойного, буквально по молекуле, нанесения жидкого металла. А поскольку металл этот – золото высокой пробы, то точность прилегания всех составных частей протеза просто фантастическая.
Изготовление подобных протезов стало возможным благодаря нашему сотрудничеству с одной из лучших зуботехнических лабораторий Германии, открывшей свой филиал в Москве.