Россия сегодня занимает одно из первых мест в мире по числу самоубийств : ежегодно добровольно кончают с собой около 60 тысяч наших сограждан. Только в Москве ежедневно пытаются свести счеты с жизнью около 30 человек, хотя "удача" улыбается по статистике 5-6. Не стоит думать, что на такой отчаянный шаг решаются только из-за социально-бытовых неурядиц. В последние годы в России самоубийцами все чаще становятся представители среднего класса, имеющие высшее образование, а также богемных кругов.
На Западе самоубийства знаменитостей всегда вызывали долгоиграющую сенсацию. Достаточно вспомнить самоубийства Мэрилин Монро в 1962 году, режиссера Райнера Фассбиндера в 1982 или лидера группы "Нирвана" Курта Кобейна в 1994 году. Психологи, да и все общество, были в шоке: процветающие в финансовом и творческом отношении личности, находившееся в самом расцвете своей карьеры, неожиданно решали уйти из жизни. По поводу этих самоубийств понаписано немало, равно как и о суицидах великих писателей Эрнеста Хемингуэя и Вирджинии Вульф. Поступки знаменитостей пытались объяснить психологическими срывами, злоупотреблениями наркотиками и алкоголем, однако, установить, что конкретно побудило их к встрече со смертью так и не удалось.
Традиционная христианская мораль считает самоубийство смертным грехом, хотя в Библии нет ни одного прямого осуждения суицида. Тем не менее эта точка зрения долгое время была основополагающей для западной цивилизации и даже нашла свое отражение в законодательстве. Так, в Англии до 1961 года несостоявшихся самоубийц ждало уголовное наказание. В остальных странах таких людей отправляли в психиатрические больницы, считая, что стремление к добровольному уходу из жизни опаснейшим расстройством.
Нынешняя психиатрия уже не связывает самоубийство только с психическими расстройствами, которые имеют место только в некоторых случаях. В современной суицидологии сегодня наиболее популярно и перспективно направление, которое объясняет самоубийства стремлением личности преодолеть обыденность и скуку повседневной жизни и выйти за пределы реальности. Многие ученые считают верной концепцию позднего Фрейда о том, что в человеке борются два начала — Эрос и Танатос — и влечение к смерти и саморазрушению является основным. Исходя из этой концепции, самоубийство является не последствием расстроенной психики, а адекватной реакцией организма на становящийся все более хаотичным и деструктивным окружающий мир, а также невозможность человека продолжать свое существование в нем.
Большое влияние на изменение отношения западного общества к суициду оказала философия экзистенциализма. Ее представители много писали об абсурдности и бессмысленности бытия человека в чуждой ему Вселенной — этому, в частности, посвящено знаменитое эссе "Миф о Сизифе" Камю . Но, пожалуй, наибольшее значение имеет считающаяся главной философской книгой ХХ века "Бытие и время" Мартина Хайдеггера. Согласно Хайдеггеру все человеческие дела и стремления, в конечном счете, нивелируются смертью. Можно закрывать глаза на этот очевидный факт, но тогда жизнь будет неподлинной. Смерть есть единственная реальная вещь, стоящая человеческого внимания. Те люди, которые это осознали, находятся в особом состоянии сознания. По Хайдеггеру стремление к самоубийству есть онтологическая сущность человеческого "я".
С этой точки зрения в США объясняют рост числа самоубийств среди внешне благополучных представителей среднего класса. К примеру, в 2002 году покончил с собой, сбросившись с 16-го этажа редакции "Нью-Йорк таймс", бизнес-редактор этой газеты Аллен Миерсон, карьера которого была в самом расцвете: ведь именно он разоблачил махинации в компании "Энрон", что привело к крупнейшему скандалу в экономике Америки. Годом позже, так же выбросившись с 16-го этажа, свела счеты с жизнью популярнейшая джазовая певица Сюзанна МакКоркл, не дождавшись выхода своего 19-го альбома. И таких примеров можно привести немало. На таком фоне мало кого удивило признание великого режиссера Ингмара Бергмана, который заявил, что намерен не дожидаться смерти от старости, а хочет покончить с собой.
В России Бергману за такие заявления грозило бы принудительное помещение в психиатрическую клинику: согласно нашему законодательству суицидальные намерения служат основанием для недобровольной госпитализации. Несмотря на это, количество суицидов растет год от года, и их все труднее объяснить какими-то бытовыми неурядицами. По мнению психолога и социолога Владимира Онуприенко, большинство самоубийств в России стало носить метафизический характер, когда люди разочаровываются в жизни из-за несчастной любви, невозможности выносить стрессы больших городов, а то и просто ищут смерти, считая, что она открывает дорогу к новой жизни. Именно последним, кстати, объясняется нашумевший суицид бывшего солиста " Иванушек интернэшнл " Игоря Сорина , увлекавшегося различного рода мистическими учениями. Среди наиболее известных суицидов последних лет можно назвать самоубийства сына кардиохирурга Рената Акчурина, жены поэта-песенника Симона Осилашвили, сына президента Фонда защиты гласности Алексея Симонова.
Вокруг последнего суицида произошел довольно любопытный скандал. Труп сына Алексея Симонова Кирилла был обнаружен возле его дома 2 апреля 2002 года, и ряд либеральных СМИ тут же заявили, что Кирилла убили. Последовали даже комментарии, что к убийству причастна ФСБ. Однако следствие показало, что сын Алексея Симонова выбросился с 11-го этажа собственного дома. Установить причину суицида следствию так и не удалось: друзья и родственники Кирилла не находили в его поведении ничего подозрительного. Наоборот, они считали его жизнерадостным и компанейским человеком. "Такого рода самоубийства как раз подтверждают правильность концепции Фрейда о заложенном в человеческом организме стремлении к саморазрушению,- говорит Владимир Онуприенко.- Оно может проявиться в любой момент совершенно неожиданно для окружающих".
В последнее время на рост числа самоубийств в странах Запада, как, впрочем, и в России, большое влияние стала оказывать мода на японскую литературу и культуру. В японской культуре различные виды самоубийства традиционно воспринимаются как достойный уход из жизни. Яростным пропагандистом самоубийства был великий писатель Юкио Мисима , покончивший с собой во время предпринятой им и его соратниками попытки государственного переворота. Темы добровольного ухода из жизни являются популярными и в творчестве модного ныне Харуки Мураками . Японской моде поддался и другой культовый писатель наших дней бразилец Паоло Коэльо , воспевший суицид в романе "Вероника решает умереть".
С развитием Интернета во всем мире сложилась виртуальная культура самоубийства. В той же Японии действует свыше 200 сайтов, на которых даются советы по суициду, а потенциальные самоубийцы знакомятся и обмениваются мнениями друг с другом. Эта мода дошла и до России. Наиболее известным был сайт mysuicide.ru, закрытый под влиянием общественности в апреле этого года. На нем довольно серьезно обсуждались проблемы суицида и сложился определенный круг постоянных посетителей, многие из которых покончили с собой, что и послужило причиной закрытия сайта. Но до сих пор функционирует другой сайт "Империя кровавого суицида". Суициды посетителей виртуальных клубов самоубийц зафиксированы в Москве, Омске, Нижнем Новгороде. В прошлом году в Петербурге одновременно покончили с собой 26-летний экономист и 20-летняя студентка из Прибалтики. Они надели купленные в секс-шопе кожаные наручники, соединенные стальной цепью, и шагнули с крыши.
По мнению специалистов, в ближайшие годы в России будет расти число самоубийств среди внешне благополучных слоев населения, особенно молодежи и людей среднего возраста. При этом отечественная суицидология пока совершенно не в состоянии помочь людям, готовым добровольно расстаться с жизнью. В обществе все более и более популярными становятся мысли, высказанные в знаменитом стихотворении Райнера Марии Рильке (этими строчками, кстати, заканчивается Четырнадцатая симфония Шостаковича): "Всевластна смерть, она на страже и в счастья час. В миг высшей жизни она нас страждет, ждет нас и жаждет, и плачет в нас".
Андрей Щербаков