Помните, как бабушки учили нас в детстве: ударился лбом о дверной косяк, немедленно приложи к ушибленному месту медный пятак — шишка, конечно, вырастет, но не такая большая, как если бы без пятака. Объясняли они лечебный эффект исключительно идущим от металлического предмета холодом, предупреждающим появление гематомы. Но помогал нам, оказывается, не столько холод, сколько электропотенциал самой меди, — объяснил мне Олег Иванович ЗАГОРУЛЬКО, генеральный директор Лечебно-диагностического центра интергативной медицины.
Так что, по его словам, мудрые бабушки, сами того не зная, обучали нас металлотерапии — методике классической восточной медицины. Почему с просьбой рассказать о металлотерапии я обратилась именно в Центр, специализирующийся на интегративной медицине?
Признаюсь, не случайно. Интегративная, то есть объединяющая медицина, с успехом использует достижения как западной, привычной для нас с вами, так и восточной медицины, методы которой только в последние годы стали активно применяться в отечественном здравоохранении. У каждой из них есть свои преимущества и свои недостатки. Западная медицина, например, досконально разобралась в анатомии и физиологии человека, научилась прекрасно оперировать, трансплантировать, бороться с инфекциями. При этом так далеко ушла от понимания целостности человеческого тела и духа, что порой констатируя наличие какой-то патологии, бывает не в состоянии определить природу ее возникновения. Западные медики, другими словами, лечат конкретное заболевание, а не человека в целом. Приверженцы же восточной медицины озабочены как раз другим. По их мнению, с которым трудно не согласиться, человек и окружающая его среда — суть одно целое. В природе есть все, чтобы вылечить человека, а точнее, откорректировать деятельность органов и систем его организма. Да и в самом человеке таится множество неиспользуемых западными врачами ресурсов, для того чтобы сделать жизнь приятной и полноценной как можно дольше. Зато никому из восточных врачей не удалось спасти человеческую жизнь за операционным столом, не умеют они бороться с эпидемиями. Словом, чтобы медицина наконец-то могла максимально соответствовать своей основной концепции сохранения здоровья, и был создан Центр интегративной медицины. Как в пословице — один ум хорошо, а два лучше.
Обращаются в Центр, как правило, люди, отчаявшиеся поправить свое здоровье в других лечебных учреждениях. Здесь их обследуют, определят природу и характер заболевания и подберут методику лечения: то ли западную — антибиотики или оперативное вмешательство, то ли восточную — акупунктуру, мезопунктуру или заинтересовавшую нас металлотерапию. А чаще всего комбинируют западно-восточные способы, что помогает эффективнее всего. Например, сами по себе металлы, даже самые благородные, едва ли помогут больному с тяжелой формой радикулита, но если пластинки определенного металла поставить на конкретные биологически активные точки и, закрепив их пластырем, оставить в таком положении на указанный специалистом срок, то можно достичь значительной корректировки нарушения в опорно-двигательной и периферической нервной системе. Какие металлы, куда ставить, на какой срок и каким способом, знает только врач, и никакое самолечение здесь недопустимо.
- И все-таки, как металлы обычно действуют на человеческий организм? — В последние годы пластины из золота и серебра мы применяем редко, только в тех случаях, когда пациенты приносят их сами — по понятным экономическим причинам. Хотя драгоценные металлы — наиболее эффективны. Золото, например, действует на организм тонизирующе, его используют, когда нужно активизировать деятельность каких-то органических систем. Серебро, наоборот, успокаивающе. Сталь мы накладываем в тех случаях, когда точки нельзя ни стимулировать, ни успокаивать. Сталь более нейтральна и по своему воздействию находится как бы между золотом и серебром, а потому используется для уравновешивания всех систем организма, чаще всего при лечении детей. Медь таит в себе множество всяких возможностей и применяется не только для лечения шишек на лбу, но и при периферических заболеваниях нервной системы, при нарушениях деятельности печени, поджелудочной железы.
- Как вы считаете, недавнее поголовное увлечение медными браслетами, якобы помогающими от всех болезней, принесло кому-нибудь пользу? — Может быть, и принесло, но скорее психотерапевтическую. Люди верили, что эти браслеты — почти панацея, вот им и казалось, что они помогают. Если же серьезно, то никакого результата, кроме надолго въевшегося медного следа на запястьях, медицина не обнаружила. При использовании металлов самое главное — индивидуальный подход, изучение всех "за" и "против" для каждого конкретного человека. Неправильно выбранный металл может привести к трагическим последствиям, сначала к слабым нарушениям, недомоганиям, которые порой переходят в хронические заболевания. При этом мало кому придет в голову искать связь между заболеванием и, допустим, любимыми серебряными украшениями, которые на самом-то деле данному человеку противопоказаны.
- Признаюсь, мысль о такой взаимосвязи мне тоже никогда не приходила в голову. И как же быть: прежде чем купить сережки, обследоваться у врача и выписать рецепт?
- Во всяком случае посоветоваться с врачом нужно обязательно, особенно при выборе сережек. На человеческом ухе находится как минимум триста пятьдесят шесть классических точек, проецирующих все органы и системы человека. Если правильно выбрать металл и правильно проколоть уши, то сережки будут приносить организму пользу. Можно даже таким способом значительно откорректировать зрение. Если же вставить в уши "чужой" металл или, еще хуже, сплавы, то моментально начнется разбалансировка сосудистой, нервной и других систем, человек будет испытывать непонятное раздражение, недомогание, ухудшится сон.
- Ваши советы наверняка вызовут тревогу у многих наших читательниц, любящих украшения. Отказаться от них они согласятся вряд ли, но проконсультироваться у врачей захотят многие. Где же найти таких врачей, действительно специалистов? Или лучше всего в ваш Центр обращаться?
- В наш Центр с вопросами косметического характера обращаться не стоит, мы занимаемся "грубой" - серьезной — патологией. Но за двадцать лет своего существования Институт рефлексотерапии (сейчас он называется Институт традиционной медицины), а также Московский институт усовершенствования врачей подготовили сотни прекрасных специалистов. Если врач, к которому вы обратились, стажировался в этих заведениях, можете смело доверять его рекомендациям. Но всегда помните: с металлами не шутят!
Ирина Зверева