Бактерии не по зубам террористам?…

Насколько сегодня защищены от террористов российские предприятия, производящие штаммы бактерий опасных болезней?

На случай атомной войны, как известно, существуют противоракетные комплексы и бомбоубежища. А что нас защитит от бактериологической атаки? Ведь после терактов у станций метро, в жилых домах и захватов школ мы уже и не знаем, откуда ждать новых потрясений и как к ним готовиться.

Где хранятся все эти вакцины, сыворотки и прочие «антиуколы», которые призваны обезопасить сотни тысяч, миллионы людей в случае массового распространения заразы? И – главное – насколько строго охраняются государственные запасы вакцин сегодня? Насколько мы гарантированы от ударов с этой стороны?

НИИ вакцин и сывороток имени И. И. Мечникова расположен неподалеку от Москвы. В 1919 году, когда был образован Московский бактериологический институт, ставший прообразом современного НИИВСа, он располагался в самой столице. Однако в 1962 году ученые умы в СССР поняли, что надо бы такой НИИ из Москвы куда-нибудь подальше отправить. И перебазировали в глухую деревню. Она так и называлась – Петрово-Дальнее. И хорошо, что Дальнее – кому охота случайно подцепить столбняк или дифтерию?! Всегда лучше подальше держаться от всяких непредвиденных ситуаций и рисков (даже гипотетических). Недаром же по всему периметру данного предприятия  ныне находится 300-метровая санитарная зона, внутри которой ни один дачник или садовод-любитель не рискнет осуществить самозахват территории с целью разведения огурчиков или помидорчиков. Лучше поискать менее «экологически подозрительные» почвы, да и зачем иметь дополнительные неприятности с бдительной охраной предприятия и местными властями.

Нет-нет, мы не к тому, что теперь, когда столица нашей Родины разрослась до размеров Люксембурга, пришла пора перевести этот институт еще дальше. Нужен он как раз близ Москвы, ставшей, к сожалению, за последние годы и столицей борьбы против терроризма. Именно отсюда при необходимости удобнее транспортировать вакцины и сыворотки в любой уголок нашей Родины, а при необходимости – в любую из стран мира. Вопрос в другом, насколько надежно защищены «стратегические» запасы на предприятиях государственного значения. Таких, как «Биомед» в России, кстати, всего три.

…В начале 90-х «Биомед» имени Мечникова, как и вся фармацевтическая отрасль страны (как и вообще вся отечественная промышленность) оказался никому не нужным. Перестройка! Революция! Капитализация! Иначе говоря – живите, как хотите, но денег родное государство вам давать больше не будет.

Вал импортных препаратов по демпинговым ценам, отмена государственного дотирования отечественных медикаментов, рост фальсифицированной продукции, снижение госзаказов, инфляция – все это больно ударило по «Биомеду». В одночасье оказались невостребованными разработки препаратов крови, сыворотки против раневых инфекций, вакцины против коклюша, дифтерии, различных форм гепатита, столбняка, диагностические и профилактические препараты. Только благодаря внутренней совести сотрудников НИИВСа все это богатство не разошлось задарма по заграницам и воровским притонам родной Отчизны.

Мало того, государственные закрома вакцин оказались под угрозой исчезновения.

Другими словами, случись массовая инфекция в России году так в 1994-м, погибли бы десятки миллионов людей! Можем сказать то, что с некоторых пор большой тайной не является, – государственное хранение вакцин против целого ряда тяжелейших инфекций осуществляет «Биомед». На его лицензированных складах расположен гарантированный запас МЧС, призванный решать вопросы государственного и международного значения в случаях массового распространения целого ряда смертельных инфекционных заболеваний.

При этом сегодня «Биомед» является высокорентабельным производственным комплексом. Он выпускает более 80 наименований продукции.

Стратегическое направление – производство вакцин, в том числе детских. Более половины потребностей государства удовлетворяют здесь по части производства вакцин против коклюша, дифтерии и столбняка. Параллельно наращивается производство генно-инженерных препаратов против гепатита В и ряда других вакцин.

Еще забота – производство пробиотиков. Многие видели в аптеках препараты бифидумбактерин, бификол, колибактерин – это и есть пробиотики, используемые для коррекции микрофлоры кишечника. Кстати, это направление, по словам директора по маркетингу «Биомеда» Елены Широковой, будет в ближайшее время развиваться особенно бурными темпами.

Важное место уделяют здесь и разработкам интерферонов, это препараты широкого спектра, способные эффективно противостоять любым инфекциям. Предприятие является лидером в производстве человеческого лейкоцитарного интерферона, используемого для профилактики и лечения острых вирусных заболеваний, при пандемиях различных разновидностей гриппа.

Однако оставался открытым вопрос, с которого мы начали эту статью – надежна ли охрана предприятия? Нам ответили – не беспокойтесь, все под защитой! Все 32 гектара территории и санитарная зона вокруг нее? Да! И те объекты, где хранятся государственные стратегические запасы вакцин? Да! И те лаборатории, в которых идет работа с возбудителями инфекционных заболеваний человека? Безусловно!

Георгий Алексеев

Специалист Симанкова Татьяна
Занимается профилактикой, наблюдением, диагностикой и лечением заболеваний всех внутренних органов пациентов, в том числе ветрянки, простуды, ОРЗ и ОРВИ, скарлатины, кори, краснухи, бронхита, пищевого отравления и т.д.
Обсудить