Эволюция биологического вида homo sapiens вызывает чувство безнадежности. Основной рычаг естественного отбора — брачный отбор сильных и талантливых — перестал нормально действовать.
Энергичные особи чаще других гибнут в экстремальных видах спорта и теряют здоровье в амбициозных проектах. А главное — у них нет времени растить детей! Редко мы увидим, чтобы у лидирующего артиста, ученого, спортсмена было более одного ребенка, часто их вообще нет. С бизнесменами не совсем так, но тут связь успеха с талантами более сомнительна. Для развития вида хорошо бы было, чтобы неудачные особи вообще не размножались (хоть и вступая в брак), а удачные порождали бы трех и более детей.
А что реально вышло с брачным выбором? Со стороны мужчины, желающего иметь троих детей, глупо жениться на слишком красивой (умной, энергичной) женщине, ведь она создаст из своего таланта «дело жизни» и ей будет не до детей. Аналогично и женщины, по словам известного испанского философа, «восхищаются талантливыми, а живут с удобными». Вот в чем, мне кажется, корень идущего вырождения!
Вообще, роли мужчины как опоры семьи и как генетического отца детей потенциально различны. А унаследованная еще из палеолита (и оправдывавшаяся в веках) культурная традиция продолжает их объединять. Женщины выбирают в отцы детей тех, «с кем можно вместе жить», а не пролетающих мимо, как кометы, артистов. От них кто-то и рад бы родить «звездного» ребенка, но… С кем его воспитывать?! Здравое рассуждение.
Если бы многие из нас, мужчин, готовы были старательно воспитывать чужих детей, ситуация с homo sapiens могла бы быть получше. Не важно, кто этот помогающий мужчина — отец, дядя, брат или муж женщины. Важно, чтобы, собираясь родить от того, кто её восхищает, дама была уверена, что её не оставит тот или те, кто о ней заботится.
Я бы лично своей дочери (которой у меня, к сожалению, нет) посоветовал рожать вне брака от талантливого человека, которым она увлечется. А я бы помог его вырастить. Культурная традиция «большой» семьи (с активной ролью всех родственников) благоприятнее для вида, чем нынешняя парная семья. И если бы моя жена родила не от меня, а от кого-то, кто ее восхищает более, но жить с ней не хочет, я принял бы это нормально и своим долгом считал бы воспитывать ребенка.
Этот взгляд напоминает спартанские обычаи, где старый муж сам предлагал жене сходить на ночь в дом к великому воину. Или южно-индийские. Там матриархат выражался в том, что если муж, возвращаясь домой, видит у порога обувь любовника, он должен уйти и переждать, пока избранный женщиной генотип закончит то, что нужно для развития породы. Говорят, эскимосы и чукчи, опасаясь вырождения, уговаривали путешественников обновить кровь в их стойбище с их женами. Матриархата бы побольше…
Скорее всего, изменения культуры семьи, которые я бы считал здоровыми, не произойдут. Ну, так нам и надо…
Сергей К., г. Москва