Когда б младенцы говорили...

С чем приходит в этот мир новорожденный человечек? Так ли он беспомощен и неприспособлен к жизни, как кажется? Если рассматривать этот вопрос только с позиции возможности выжить без ухода взрослого, то ответ, конечно, будет отрицательным. Но если взглянуть на младенца с позиции возможности приспособления к миру, то не перестаешь удивляться совершенству природных механизмов адаптации.
Народная мудрость утверждает: “устами младенца глаголет истина”. Что рассказал бы нам малыш о себе, умей он говорить с первых же дней? Возможно, следующее.

Мои физические и двигательные способности
У меня достаточно хорошо отрегулированы процессы пищеварения, кровообращения, дыхания и поддержания температуры. Я обладаю целым рядом рефлексов: сосательным, защитным, ориентировочным, хватательным, опорно-двигательным и некоторыми другими. Всего этого вполне достаточно для обеспечения моей жизнеспособности и быстрого прогресса в развитии.
Движения рук и ног пока хаотичны, импульсивны, неконтролируемы. Но это не повод для тугого пеленания. Не пытайтесь одеть на меня “смирительную рубашку”? Заботитесь о том, чтобы я не испугался своих ручек и ножек? Глупости! Я могу испугаться резких, неожиданных звуков (пылесоса, громкого звонка, ссоры между взрослыми и т.п.), а собственное тело меня испугать не может. Я вас уверяю, что чем больше вы будете давать мне возможность свободно двигаться, тем лучше для меня, потому что именно движения играют существенную роль в развитии моих интеллектуальных способностей. Благодаря движениям собственных рук и ног я получаю значительную часть информации об этом мире. Благодаря движениям рук и ног мой глаз учится видеть по-человечески (т.е. воспринимать трехмерное пространство).

Мои познавательные способности
(внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, речь)
Я готов воспринимать всё, что угодно. Все мои органы чувств развиты достаточно хорошо. С первых же часов моей жизни они готовы улавливать любую информацию не хуже технических радаров и локаторов. Вся информация, которая через органы чувств поступает в мой мозг, анализируется, сравнивается, синтезируется, классифицируется, запоминается. Таким образом, мой мозг включен на запись, а мои разнообразные ощущения готовят почву для развития восприятия.

В этот мир я прихожу, имея сенсорный багаж
Зрение. Достаточно хорошо вижу яркие и крупные предметы, хотя ещё не замечаю деталей и не фокусирую оба глаза на предмете. Я могу следить взглядом за тем, что движется.
Слух. Я различаю звуки по тону и тембру. Способен отличить голос своих любимых родителей от других голосов, которые тоже обращаются ко мне. Этому я научился ещё будучи семимесячным зародышем.
Обоняние. Отлично развито. Мне так приятны запахи, исходящие от мамы. Она пахнет молочком и ещё чем-то своим, особенным. Поэтому если ты мама, употребляешь духи, то, пока я мал, не меняй их и не давай пользоваться ими другим близким.
Вкус. Будьте уверены, я прекрасно отличу вкусненькое от невкусне нького.
Осязание. Я люблю покушать и могу это делать 6-8 раз в сутки. Мне нравится сосать свой большой пальчик. Тебе, мама, не стоит волноваться по этому поводу. Ведь это я делал даже тогда, когда был у тебя под сердцем. Ещё мне нравится, когда меня гладят, массируют и прикасаются ко мне. Меня можно гладить не только рукой, но шёлком, бархатом, ситцем, мехом и т.д. Скорее всего, я сразу покажу, что мне более приятно. Однако не стоит забывать, что мои вкусы через две-три недели могут поменяться.
Речь. Пока я умею только кричать, хотя потенциально готов заговорить на любом из 140 языков мира. Очень быстро звуковой хаос у меня пройдет, и я буду издавать только те звуки, которые ежедневно слышу ото всех тех, кто со мной общается. Если вы хотите, чтобы я был “полиглотом”, то наиболее рационально это сделать так: пусть каждый член семьи с первых же дней говорит со мной только на одном языке (например, папа – на русском, мама – на английском, бабушка – на украинском).

Мои социальные способности
Я готов любить вас, дорогие взрослые! Только пока я не знаю, как проявляют любовь. Ваша задача – научить меня этому. Поэтому, когда вы меня кормите, купаете, гуляете, меняете пеленки – разговаривайте со мной. Пока мне ещё без разницы, какие слова вы будете говорить. Я буду очень рад, даже если услышу: “Привет, дурашка!” Главное, чтобы вы улыбались, смотрели мне в глаза и говорили ласково.
Исследователи установили, что для развития моего несмышлёного мозга очень важен ранний опыт. Именно он является главным архитектором мозга. Соответственно, вы, уважаемые родители, – мои первые и самые важные учителя.
Виталия Шебанова, психолог

Специалист Савченко Сергей
Занимается лечением заболеваний опорно-двигательного аппарата, проводит травматологические и ортопедические вмешательства и манипуляции, внутрисуставные блокады любой сложности, медикаментозные блокады при болевом синдроме
Обсудить